ДИАГНОЗ "МАСКИ", ИЛИ ЗАПИСКИ НА ПОЛЯХ ПРОГРАММОК

mironov-spb.narod.ru
Светлана Овчинникова

"Золотая маска" учреждена в 1994 году. Я осматривала, простите, отсматиривала ее лишь однажды – в 1997-м. И – черт побери!- как приятно, что предложения, высказанные затем в "ТЖ", стали практикой.

5.04. "№13". Р. Куни. МХАТ им. А.П. Чехова, Москва

Появление в номинациях "Маски" этого спектакля – прорыв в те сферы, которым раньше отказано было в причастности к искусству. И отказано несправедливо. Два часа гомерического смеха "оздоровляют" публику. А вышколенность представления, лихая и изобретательная режиссура В. Машкова, изящные и остроумные декорации А. Боровского, отменная игра актеров делают зрелище приятным во всех отношениях. Это спектакль-щекотка, если говорить о жанре. Гипертимичесный тип, если уточнить диагноз. Расшифровываю: тип, характеризующийся неизменно повышенным настроением, повышенной общительностью, отвлекаемостью и поверхностью мышления. Тип постоянно деятельный, но малопродуктивный, подвижный, суетливый, говорливый, легкий на обещания; ему свойствен постоянный, но поверхностный оптимизм, его называют "солнечной натурой". У него повышенная потребность в общении с людьми, с которыми от легко сходится и быстро становится друзьями...

"№13" – пример антрепризного спектакля, в котором заняты "звезды" разных театров, не провоцирующий "работу" чувств и интеллекта, но создающий то настроение, что лечебно в унылых буднях нелогично нашего "сегодня". По этим причинам он представлен на "Маску". По этим же причинам ее не получил. Высоколобые спектакли не пустили. Но участие в фестивале и конкурсе "№13", хочется верить, проторило путь антрепризе. Она есть. Разная. Блистательно сделанная и откровенно халтурная. Но стыдливо не замечать эту часть, и существенную, театрального бытия уже нельзя. И пора придумать номинацию "За лучший антрепризный проект". Право, соревнование будет прелюбопытным. И появится стимул создавать зрелища не только для "чеса"...