ПУГАЧЕВА НЕ ХОЧЕТ УМЕРЕТЬ НА СЦЕНЕ

Газета "Вечерняя Москва"
2002
Ольга Фукс

Вчера в Кускове были названы лауреаты Театральной премии "Хрустальная Турандот"

"Международную театральную Олимпиаду приурочили к 10-летию "Хрустальной Турандот", – несколько раз пафосно пошутил Борис Беленький, президент ассоциации "Музы свободы" и по совместительству отец-основатель премии. Гордость его понять можно – 11 лет тянуть частную театральную премию не так-то просто: уже один залп салюта в честь лауреатов и гостей – фирменный знак "Хрустальной Турандот" – стоит немалых денег.

Стабильность проведения-вручения этой премии уже постепенно переходит в законсервированность: Кусково, конферанс Турандот и Калафа, музыкальные номера между поздравлениями (на этот раз – от солиста "Метрополитен-опера" Родиона Погосова до "Калинки" в исполнении хасидской капеллы) и львиная доля ленкомовцев среди лауреатов.

Правда, с прошлого вручения кое-что изменилось. Во-первых, появились новые номинации, чьи лауреаты не вызывают сомнения – Владимир Васильев (за честь и достоинство), Владимир Зельдин (за долголетнее служение театру), Богдан Ступка и Деклан Доннеллан (за вклад иностранцев в театральное искусств Москвы). Во-вторых, авторы сценария перешли на язык презренной прозы (раньше Турандот загадывала Калафу загадки относительно своих фаворитов в стихотворной форме, что было куда лаконичнее). Что добавило в тексты сценария выспренности (вроде "караван твоих успехов движется песками театральных сезонов") и несуразицы. Так, например, поздравление Владимиру Васильеву было написано в жанре доноса от вредных микробов. А Евгению Миронову (лучшая мужская роль в спектакле "№13") документально разрешили жениться, что выглядело как-то уж совсем не комильфо.

Кстати, ради Миронова была нарушена "чистота жанров": вручать премию Миронову позвали Саму – Аллу Борисовну Пугачеву. "Ой, какие вы тут все хорошие, большими доходами не испорченные, – умилилась со сцены Примадонна. – А вы, ваше высочество, на Ротару в молодости похожи. Мне последнее время каких только премий не вручали. Видно, отделаться хотят. А я не хочу умереть на сцене. Я жить хочу, особенно, когда на него смотрю", – указала Алла Борисовна на Евгения Миронова, принявшего позу застенчивого секретаря из "№13", сделавшего его лауреатом.

Хотя совсем в остроумии авторам сценария не откажешь. Недипломированному дебютанту Сергею Фролову (шут Балакирев), так и не сдавшему экзамен по фехтованию, наконец-то вручили "диплом", хоть и не красный. За экономичное расходование таланта – неуд, за семейную жизнь – зачет, за светскую смекалку и ловлю свинца грудью – хорошо.

В конце прошлого сезона московские актеры с режиссерами остались без хрустальных статуэток – завод изготовил их такими уродливыми, что стыдно было и вручать. А потому в этом году ожидалось, что "Турандот" охватит сразу два сезона. Однако за прошлый сезон премию получили только Кама Гинкас за постановку "Черного монаха" да Илзе Лиепа – за дебют в драматическом театре (публика поднапряглась и вспомнила малозаметный спектакль "Сон императрицы"). А в остальном "Турандот" сосредоточилась на конце текущего сезона. Режиссер вышеупомянутого "№13" Владимир Машков получил странный приз – шар на подставке, пронзенный стрелой. Остальные хрустальные статуэтки строем ушли за "Шутом Балакиревым", доставшись сценографу Олегу Шейнцису, актрисе Александре Захаровой, дебютанту Сергею Фролову (хотя шут для него – не дебют) и спектаклю в целом.

"Хрустальная Турандот" – самая старшая из ныне существующих театральных премий – называет себя высшей московской премией. Между тем нехватка именно московской премии ощущается все острее. "Золотая маска" уже на второй год своего существования превратилась из московской в российскую. А "Хрустальная Турандот" все больше выглядит именно как частная, а не как высшая московская. Принцессе Турандот все больше хочется комфорта и уюта. ...