СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

2003-2011

ЛЮДМИЛА МАКСАКОВА, АКТРИСА:

...
— Так случилось, что в моей судьбе появился еще один громкий режиссер – Эймунтас Някрошюс, который поставил "Вишневый сад", где я играю Раневскую. Эта роль пришла в тот момент, когда я уже поняла, что значит многое потерять – учителей, друзей, дом и что значит "вишневый сад" для нас, для России. Наш "вишневый сад" уже продали, нет той скамеечки, где ты назначала первые свидания, на том месте теперь построен банк. Мы бродим по этим "вишневым садам", которых больше нет. Это история сегодняшних дней, некая эпопея. ...
Интервью Евгении Андреевой
Челябинский рабочий, 23.09.2005

... — Я посмотрела его спектакль "Отелло" и после этого подумала: "Надо уходить из профессии". Мне показалось это недосягаемой вершиной. А потом увидела Эймунтаса на вручении премии Фонда Станиславского. Он – человек странный, нелюдимый. Всегда один. Я подошла к нему и сказала: "Вы знаете, я ничего более прекрасного в своей жизни не видела". И он вдруг на мне остановил глаза, он меня увидел. Он вообще не видит мир, весь в себе, всегда смотрит мимо или внутрь. У него какое-то особое направление ума и взгляда. После этого я сказала: "Есть такая безумная затея: сто лет со дня написания "Вишневого сада". Не хотели бы Вы..." Мы сели с ним за один столик и проговорили весь вечер. Почему-то он согласился. ...
Интервью Оксаны Карякиной
mediacratia.ru, 27.09.2005

... — Работать с ним было непросто. Он и выражает свои мысли по особому, очень скупо. И никогда ничего не показывает. Потому что он не актер и никогда актером не был. Он ищет путь и к зрителю, и к актеру совершенно другими путями. И в этом его необычность. ...
Интервью Альберта Гинно
admsurgut.ru

... — Эймунтас Някрошюс, как и многие другие большие художники, довольно замкнутый, немногословный человек. Иной раз даже бывало трудно понять, чего же он от тебя требует. ... В "Вишневом саде" ... тема сына: "Гриша, мой мальчик. Он погиб, утонул!" Не понимаю, почему Раневскую часто играют "в перьях". Ведь Париж – он разный. Эмигранты там не очень-то благоденствовали. А играли Раневскую чаще всего легкомысленной, не на том делая акцент. А у Чехова вообще не бывает "тру-ля-ля". Някрошюс говорил мне "Людмила, Вы идеалистка!" А я думаю, что не надо всегда показывать мир с темной стороны, в жизни и так хватает неприятного. А в театре как раз есть возможность жить среди иллюзий, в другом, более симпатичном мире. ...
Интервью Екатерины Даниловой
culturavrn.ru, 26.09.2009

... — Разумеется, мы все очень оробели, я просто себя чувствовала школьницей, которую посадили за парту. В привычном смысле слова он не давал указаний, он, например, говорил такие вещи: "Людмила, к вечеру мораль прищуривается". ...
Интервью Лилии Валеевой
tvkultura.ru, 21.11.2007

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ, АКТЕР:

...
— Я испытываю небольшой шок от режиссера Някрошюса. То, что он предлагает, нормальный человек придумать не может. У него бывают такие интересные вспышки сознания, такое интересное восприятие Чехова, в частности пьесы "Вишневый сад", что нам только приходится ловить и расшифровывать. Не всегда это получается. И я, например, не знаю, как играть Лопахина. Но все его предложения безумно интересные. ...
Интервью Николая Сванидзе
rtr-zerkalo.ru, 24.05.2003

АЛЕКСЕЙ ПЕТРЕНКО, АКТЕР:

...
— Умом Някрошюса не понять, аршином общим не измерить, вот только верить ему нельзя. Он говорил: "Давайте попробуем. Я не знаю, как это делать". На самом деле он все знал. ...
Интервью Лилии Валеевой
tvkultura.ru, 21.11.2007

... — С Някрошюсом Вам было комфортно работать?

— Мне лично комфортно и интересно. Я не совсем согласен с трактовкой других персонажей "Вишневого сада", но по поводу моего Фирса у меня нет никаких сомнений. Более того, я ему благодарен за то, что он открыл мне кое-что такое, о чем я и не помышлял. С ним изначально сложились бесконфликтные отношения. Знаете, Някрошюс – такой персонаж, которого хочется наблюдать, изучать, как бабочку, приколотую булавкой. Он до того самобытный, что ни с кем и ни с чем не соединим! Такая грань, которой ни у кого нет. Правильно это или неправильно, согласен я с ним или нет – в любом случае это всегда интересно. ...
Интервью Ирины Стрельниковой
Новая газета, 02.06.2006

... — Больше всего в работе с ним удивили паузы – они занимают больше времени, чем разговор. У Эймунтаса ценно каждое слово, нет лишних, непродуманных. Каждую мысль он долго рожает и лишь потом выдает. Его вообще нужно записывать, а потом издавать книгу. Его "Вишневый сад" необычный, немного безумия и много знания. ...
Интервью Оксаны Карякиной
mediacratia.ru, 27.09.2005

... — У нас у всех был свой "Вишневый сад", а Някрошюс собрал нас всех и увел в свой, литовский "Вишневый сад". В нем мы и остались. ...
kaliningrad.ru, 27.09.2005

... — Что такое для Вас чеховский Фирс, которого забыли в пустом доме?

— Символ верности. Самое главное, что мы сегодня забыли, – верность навсегда. Теперь очень легко все изменяют. ...
Интервью Наталии Морозовой
Високий вал

... — Ну, Фирс, он всегда завершает. Все актеры обычно завершают свою карьеру этой ролью. Моя карьера, слава Богу, не закончилась этой ролью, но мой Фирс и не похож на других. А вообще я трактовал его как основу этого рода. Это столп, лось, притом старый с рогами! ...
Интервью Анны Шутовой
Московский комсомолец, 07.09.2010

... — Узнав, что Вы утверждены на эту роль, обомлела. Фирс всегда казался таким божьим одуванчиком. А тут кулаки пудовые, рост косая сажень...

— Критики так и писали: нельзя поверить, чтобы такого Фирса забыли в доме. Он бы там все разнес... Может быть... Но Някрошюс этого и добивался: образа человека, на котором дом держится. Он мне все советовал: играй лося! Я поначалу совсем не пользовался гримом. Это сейчас из-за съемок пришлось побриться и, как сейчас говорят, "сменить имидж". И теперь играю в чужой растительности. И роль поменялась, и спектакль поменялся. Мы же репетировали его быстро, выпускали на чужой сцене. Поэтому только сейчас, наверное, можно увидеть, что хотел режиссер, чего добивался. Любой спектакль лучше оценивать после 15-20 представлений. На премьере актеру дай Бог текст не спутать. А обживается он в спектакле, только поиграв немного. Тогда и спектакль как бы распрямляется. ...
Интервью Ольги Егошиной
ural.ru, 10.11.2005

... — Выдерживал неподготовленный зритель. Или тот, кто когда-то видел, или читал – у Станиславского того же. Или сам для себя решил, что он ничего не будет заранее додумывать. ...
Интервью Альберта Гинно
admsurgut.ru

ИГОРЬ ГОРДИН, АКТЕР:

...
— В начале репетиций я и понятия не имел, как играть. Някрошюс мне только сказал: "Петя Трофимов – человек недобрый. Я бы даже сказал, злой. Фанатичный". И все. Потом, выстраивая мизансцены, он предлагал мне вещи, которые меня поначалу коробили.

— Но сегодня Вы с удовольствием играете его "Вишневый сад"?

— Да! Так он подобрал компанию – не по актерским, а по человеческим качествам. Он же не видел нас на сцене. Во время огромного кастинга он просидел несколько дней в "Балчуге", а нас к нему по одному вызывали. Мы подходили, садились, а он, прямо скажем, человек не очень многословный. Сидели, молчали. Потом он задавал какой-нибудь вопрос. И мы снова молчали. В итоге благодаря своей интуиции он подобрал такую команду, в которой очень комфортно. И все наши именитые звезды были настроены очень ученически. ...

— "Вишневый сад" Някрошюса ведь тоже антреприза.


— Можно сказать и так, хотя мы предпочитаем именоваться проектом. Но одно дело, когда мы выезжаем по городам России как антреприза: у публики же совершенно замылилось восприятие, и многочасовой "Вишневый сад" для нее – испытание. И совсем другое дело, когда мы выезжаем на фестивали. Недавно были в Штутгарте, Хельсинки – небо и земля. ...
Интервью Ольги Фукс
Вечерняя Москва №169, 15.09.2006

ВЛАДИМИР ИЛЬИН, АКТЕР:

...
— Когда выпускался первый спектакль... Я и сейчас стою за кулисами, и он меня затягивает. И думаю, что со зрителем происходит то же самое. Такая сильная медитация... Если кто-то пересидит определенное время, тот шести часов этих не заметит. ...
Интервью Альберта Гинно
admsurgut.ru

... — Я люблю учиться. Люблю репетиции, когда режиссер занимается актерами. Вот в спектакле Някрошюса "Вишневый сад" я играю Гаева. Так Эймунтас со всеми репетировал, а мне сказал, что я и без него все делаю правильно. И обрек меня на вечную муку. Спектакль мы играем до сих пор, и каждый раз я переживаю. ...
Интервью Виты Рамм
Известия, 29.09.2009

ИРИНА АПЕКСИМОВА, АКТРИСА:

...
— Сейчас играю небольшую роль в "Вишневом саде" Някрошюса. Представление длится шесть часов, а у моей Шарлотты только один монолог и небольшой текст в финале, хотя она постоянно на сцене. Вот после этого я не могу опомниться круглыми сутками. Потому что нет эмоционального выхода. ...
Интервью Елены Лань
Високий замок, 02.10.2003

... — Малость роли компенсировали великий драматург Антон Павлович Чехов и великий режиссер Эймунтас Някрошюс, у которого я готова была сыграть что угодно, хоть прохожего. Очень хотелось поработать с этим выдающимся мастером. После окончания ГИТИСа Някрошюс еще ни разу не соглашался работать с русскими актерами, хотя его "Гамлет" и "Макбет" идут во многих странах мира. ...
Интервью Александра Воронина
Казанские ведомости, 27.11.2003

... — Някрошюс предложил сыграть Шарлотту в "Вишневом саде", и это лучшая награда за все несыгранные роли. ...
Интервью Марины Невзоровой
Аргументы и факты, 02.04.2003

ИНГА ОБОЛДИНА-СТРЕЛКОВА, АКТРИСА:

...
— Варя – одна из моих любимых ролей. Это тот случай, когда все сошлось – замечательные актеры, замечательный режиссер, потрясающая пьеса. ...
Театральная афиша, 13.04.2005

... — Някрошюса вообще нельзя ни с кем сравнивать: у него особая специфика работы. Он выстраивает атмосферу каждой сцены, находит в ней какие-то важные для спектакля опорные точки. Благодаря этому актеры постепенно понимают, что он хочет сказать. Я не знаю ни одного театрального режиссера, который бы репетировал так же. ...
Интервью Ольги Романцовой
Газета №11, 25.01.2010

... — Някрошюс ... дает слушать музыку, размышляет. ... Метод трудный, зато образы получаются объемные. ...
Интервью Натальи Бобровой
worldeconomics.ru

... — Он три года отбирал артистов, а я попала на кастинг за три дня до встречи с режиссером. Някрошюс никого не просил что-нибудь почитать или спеть, как это делают русские режиссеры. Он просто сидел и смотрел на меня (от его молчания мурашки идут по коже), оценивая, насколько я подхожу под будущую роль. У каждого из театральных актеров есть мечта играть в спектакле Някрошюса. Как у детей – полететь в космос. Выяснилось, что предварительно на каждого из потенциальных актеров ему подготовили целое досье столичные театральные критики. Моя мечта сбылась, когда мне сказали, что режиссер утвердил меня. Но когда я узнала, что мне уготован образ Вари... Это же мое страстное желание – именно этой ролью я грезила! Неслучайно спектакль все же окрестили "четырехзвездочным". Людмила Максакова оказалась идеальной Раневской, по-королевски женственной и в то же время какой-то нервной, потерянной и глубоко несчастной. Гаев в исполнении Владимира Ильина получился неожиданным, но очень убедительным – уютным и прекраснодушным толстяком. Лопахин в исполнении Евгения Миронова трактуется иначе: вместо грубого мужика – тонкий и чувствительный человек, способный оценить красоту вишневого сада. Неподражаемо хорош Фирс Алексея Петренко: сгорбленный, с шаркающей походкой и глухим стариковским голосом, он тем не менее производит монументальное впечатление как символ незыблемых основ прежнего патриархального уклада жизни. ...
Интервью Марка Рискина
Челябинский рабочий, 02.10.2003

... — Огромный зал. Гигантский стол, как в средневековых замках – по одну сторону Някрошюс, по другую – я. Ужас! "Как Вы живете?". Я что-то ответила. Потом пять минут тишины. Я от полного отчаяния спрашиваю: "Может, мне что-нибудь почитать? Или спеть?" Отказал. "Актриса может обмануть..." Снова пауза. ... Трудно, страшно. Но все мы – и народные и не народные – были на равных. Холили друг друга и лелеяли. Когда мы с Женей Мироновым первый раз сыграли сцену прощания Вари и Лопахина, была долгая пауза, а потом Някрошюс сказал: "Красиво сыграли". Такие слова – как орден на грудь... ...
Интервью Ирины Жуковой
Capital Life, 20.08.2011

... — Начались тяжелейшие репетиции. Мы привыкли "играть" спектакль от и до, он же предпочитает нарушать последовательность актов. Первое время никто ничего не понимал, ни Миронов, ни Петренко, ни я. Някрошюс мог в любой момент подойти к народной артистке Людмиле Максаковой и сказать: "Людмила, встаньте на лопатки!" И Максакова выходила и вставала. Мы репетировали, Людмила Васильевна вышла и произнесла: "Мои грехи..." Някрошюс перебивает и просит меня: "Инга, покажите Людмиле, как надо!" Вы себе представляете, что это значит – показать народной артистке, как надо? Если я покажу, меня сожрут, а нет – Някрошюс не поймет. Вдруг от журналистов отделяется женщина, выползает на сцену и говорит – я знаю как, смотрите: "Мои грехи!" "Кто это?" – рявкает Людмила Васильевна. Все в шоке. Эймунтас спокойно берет эту городскую сумасшедшую под руку и приговаривая "Правильно, правильно!", ведет к выходу. Някрошюс честный человек. Если у него будет плохое настроение, он будет молчать. И все равно, что перед ним будут сидеть сто журналистов. Он скажет "покурим" и будет курить. ...
Интервью Василия Трунова
up74.ru, 11.04.2011

... — Роль в этой пьесе невозможно сыграть без режиссера, как бы удивительно это не звучало. Поскольку все остальные роли, особенно центральные, выписаны у Чехова очень подробно. Хотя порой реплики героев обескураживают, поскольку непонятно, – почему именно здесь сказана реплика, почему она вдруг вспомнила об этом здесь? Так вот, у Вари вообще существует пунктир в роли, то-есть, нет такой единой линии жизни. Она вдруг возникает, произносит какие-то реплики. И вот расшифровать это "вдруг" – почему она это делает здесь, что с ней происходит, – может только режиссер, из чего трактовка. В этом смысле Някрошюс просто подарил мне роль, поскольку он прочертил эту линию жизни между пунктирами слов Чехова. Если привести конкретную ситуацию, когда все герои говорят о вишневом саде, о том, что на месте его необходимо построить дачи, она вдруг внезапно, совершенно ни с того ни с сего говорит: "Мамочка, Вам тут две телеграммы". У многих режиссеров, у которых я смотрела этот спектакль, это действительно вдруг она говорит. У Някрошюса выстроена мизансцена, где Раневская кладет руки на голову Лопахина, в этом есть некая близость и их единение. Варя, которая, конечно же, влюблена в Лопахина, вскрикивает внезапно, поскольку играть она не умеет, человек прямой, и только потом понимает это и говорит про телеграммы. Как бы просто хватаясь за соломинку, которая возможна в данной ситуации, чтобы скрыть свои чувства. "Не надо так. Вот, мама, Вам тут две телеграммы". Сам актер это не придумает. Это расшифровка текста. Конечно, у нас есть свои предложения, свои версии, но от реплики к реплике прочерчена история ее жизни. И поэтому, думаю, что роль эта – подарок режиссера. Наверное, это помогло. Может быть, помогло то, что вместе с ним искали и ее внешние характеристики, поскольку это человек закомплексованный, зажатый, весь в себе, не позволяющий себе раскрыться, дозволить личную жизнь. Отсюда такая сутулая спина, потому что она как бы закрыта, широкая походка, чтобы быстрее пройти и быть незаметной, не обращать на себя внимание, резкие жесты по необходимости. Не красивые жесты, какими любуется Раневская, а очень скованные. Работать с Някрошюсом было очень интересно и трудно. Потому что работается совершенно по-другому, нежели с русскими режиссерами, которые идут от текста к действию. У него вообще нет этого пункта. У него есть ощущение атмосферы, мелодии, партнера, чувства, эмоции. Атмосфера ветра. Ты создаешь ее не словами, а в теле, передвижениях. А потом уже в этой партитуре рождаются слова. Другой метод работы, к которому русские режиссеры совершенно не привыкли. Поэтому сначала мы просто тупо, на великом доверии к Мастеру выполняли задание. Это потом, как он и обещал, дней через пять-шесть, мы начали потихоньку понимать ситуацию. Все абсолютно. И наши монстры – ареопаг. Никто не подавал виду, но все волновались. Но в связи с доверием нашли общий язык, и получился такой спектакль. ...
Интервью Евгения Гаврилова
РИФформа, 12.05.2007

АННА ЯНОВСКАЯ, АКТРИСА:

...
— Это, конечно, было для меня счастье – попасть в этот проект, уехать в Вильнюс, в Мено Фортас, и там репетировать. Я первый раз тогда выходила из театра как из Храма. Някрошюс о таких вещах говорил... У него природа, вода и даже суслик берется во внимание. Иногда он просит сделать то, что кажется невозможным, и начинаешь думать, вот как это сделать – после сцены"серия улыбок." Ты же не будешь просто стоять и улыбаться, а пробуешь, себя выкручиваешь и вдруг понимаешь, на что это ложится, и получается даже какой-то драматический момент и очень неожиданный. Или эти его образы – "Глаза как у беременной коровы" – сразу понимаешь, какие глаза. ...
abook-club.ru

ИЛЬЯ ИСАЕВ, АКТЕР:

...
— Обидчивому человеку, человеку с уязвленным самолюбием с [Някрошюсом] тяжело. ... Я приехал к нему на "смотрины" ... с гастролей в 9 утра, с немытой головой, прямо с вокзала, в спортивных штанах и с сумкой. Швейцары отеля "Балчуг Кемпинский" смотрели с ужасом. Зашел, говорю: "Здрасте", прошел, сел. Някрошюс сидит и ничего не говорит. Минуту ничего не происходит. Я потом проанализировал: любой в такой ситуации проходит все стадии, и какая бы личность ни была, человек начинает вскрываться и так или иначе проявлять себя. Сидим молча уже полторы минуты...

— Тут бы Вам уже и сказать: "Ну, я пойду?"

— За секунду до этого слышу вопрос: "Ну, как дела Ваши?" Всемирно известный режиссер, которого я вижу в первый раз. Я что-то начал лепетать по поводу того, что вот Новый год отпраздновали... Еще полторы минуты сидим молча. Это система такая: Някрошюс вскрывает консервным ножом снизу ... аккуратненько. ...
Интервью Светланы Поляковой
Time Out Москва №23, 14-20.06.2010

... — Так же, как в случае с сэром Томом Стоппардом, личность режиссера огромна настолько, что трудно что-либо сказать. Он на ходу придумывал спектакль, при этом точно знал с самого начала все, что он хочет. Мы редко сталкиваемся с такой режиссурой, которая с самого начала очень точная. Някрошюс действительно личность мирового масштаба. Он настолько индивидуален, он придумывает такие театральные ходы, очень простые, но содержательные. Это большое счастье поработать с таким художественным мышлением, с такой образностью. Я считаю за счастье, что я попал в то небольшое число человек, русских артистов, которые имели счастье работать с Эймунтасом Някрошюсом. Я очень рад, что в какой-то момент после того, как была уже проделана какая-то работа над персонажем прохожего, он спокойно и уверенно, чем вселил уверенность и в меня, доверил мне роль Епиходова. И счастлив, что с таких разных точек я имею возможность посмотреть на "Вишневый сад", в котором по совокупности с постановкой в родном театре я сыграл три роли. Это большой опыт. ...
i-s-a-e-v.ru

ЭЙМУНТАС НЯКРОШЮС, РЕЖИССЕР:

...
— Когда я в Москве с российскими актерами ставил "Вишневый сад", я знал, что на все репетиции у меня есть только 45 дней, и изначально поставил себя в жесткие условия. Как в шахматах, я проанализировал все ходы наперед и не давал свободы ни себе, ни актерам. Можно было бы ввязаться в разговоры на репетициях, вести длинные дискуссии, но через полтора месяца мы бы тогда сделали только первый акт. Буду ли я еще работать с российскими актерами? Пока не приглашали... Говорили, что финал "Вишневого сада" я сделал не совсем в русском менталитете. Финал действительно у меня языческий. Я в нем говорю, что я не хочу исчезать. Я хочу переродиться в другую субстанцию. Физически мы умираем, но я верю, что наш дух переходит или в лес, или, может быть, в угол какого-то дома... Как заканчивался бы "Вишневый сад" в русском менталитете? Я был бы не прав, если бы ответил Вам экспромтом. Русский менталитет – это совершенно иное, нежели литовский... Я не сливаюсь со своим произведением настолько, что ничего больше вокруг не вижу... ...
Интервью Ирины Корнеевой
Российская газета №3408, 18.02.2004

... — Был ли в Вашей жизни Ваш собственный вишневый сад, который повлиял на Вашу жизнь?

— Да, было имение, был сад и дом, но пришла мелиорация и все срыла. ...
slovo.netda.ru