РАДИОСТАНЦИЯ "ЭХО МОСКВЫ": ПЕРЕДАЧА "ИНТЕРВЬЮ"

echo.msk.ru
04.02.2001
Ксения Ларина

Гость: Валерий Фокин

...
ЛАРИНА: Я хочу вспомнить в этой связи еще Ваш спектакль "Ван Гог". Я с удивлением прочитала, не знаю, насколько это соответствует действительности (спектакль этот я смотрела в самом начале его появления в Москве), что Вы убрали оттуда диалоги. Действительно?

ФОКИН: Нет, я не убрал никакие диалоги.

ЛАРИНА: Я прочитала в журнале, что Вы оттуда убрали все эти диалоги, которые происходят.

ФОКИН: Нет, это ошибка. Я собираюсь убрать диалоги в следующем сезоне, потому что я хочу, чтобы этот спектакль шел в программе "Арто", поскольку будет даже такой раздел "Арто и Ван Гог". Арто написал работу уже перед смертью, которая называлась "Ван Гог, самоубитый обществом", потрясающий трактат. Похожие судьбы, между прочим, очень похожие. И дело не в душевных болезнях того и другого, похожи просто по отношению к публике, к обществу. Там много параллелей. И я хочу целый раздел сделать, целое направление на эту тему. И хочу – раз уж задали вопрос, то я тогда признаюсь: хочу ввести туда персонажа из "Арто", из будущего спектакля, который я буду делать об Арто, то-есть, хочу изменить, сделать другую редакцию спектакля. И тогда, наверно, эти диалоги уйдут, появятся и другие врачи, и еще один персонаж, который будет Арто, условно говоря, и театральный какой-то человек. То-есть, хочу изменить немножко спектакль только таким образом, сделав новую редакцию. А так я ничего не убирал, и сейчас спектакль будет идти в том виде, в котором идет.

ЛАРИНА: Да, я хочу обратить внимание наших слушателей и Ваших зрителей, тех, кто, может быть, еще не видел этого спектакля, что там все, конечно, выбивается из общепринятого пространства театрального, традиционного, то-есть, здесь даже и пьесы нет. Мы пытались придумать вопросы для слушателей: кто автор пьесы "Еще Ван Гог..."? Там нет ничего. Мы про этот спектакль говорили, я еще задаю Вам такой вопрос про актеров. Он достаточно часто идет, спектакль этот?

ФОКИН: Редко, честно говоря, идет. Но сейчас...

ЛАРИНА: Как его собирать вообще?

ФОКИН: Собирается. Дело в том, что он идет сейчас на малой сцене Художественного театра. И сложно, потому что в "Табакерке" он не может, надо арендовать площадку, и хоть Олег Павлович у нас является руководителем того и другого, тем не менее, надо отдать ему должное, он жестко делит: этот театр и этот театр. Но сейчас дело в том, что в Центре Мейерхольда я не хотел бы, чтобы шли мои спектакли старые. Потому что иначе тогда это театр Фокина, и все мои декларации о том, что это не репертуарный театр, не театр Фокина, а это некий поисковый дом... Это все так. Потому что первое, что приходит в голову: "Столько ждал, столько строил, теперь уже развернись!" Но этого я не хочу. Поэтому сейчас пройдет фестиваль, и спектакли будут, если будут...

ЛАРИНА: Идти по своим местам?

ФОКИН: Идти по своим местам. Вот "Ван Гог" задержится именно потому, что он будет переделан и имеет отношение к программе "Арто". То-есть, новые работы, конечно, мои как режиссера там будут идти, потому что я буду как режиссер обязательно там делать, но в рамках программы. ...