ОЛЕГ ТАБАКОВ: Я МЕНЕЕ ВСЕГО МИЗАНТРОП

ottodix.ru
Людмила Белкина

В пятницу в Самарской филармонии московский театр Олега Табакова показал "Матросскую тишину" по пьесе Александра Галича. Этот спектакль завершил ИВ губернский фестиваль "Премьеры Москвы – Самаре". Хотя с наступлением тепла отмена гастролей стала обычным делом, на этот раз имена Табакова, Владимира Машкова, Евгения Миронова собрали полный зал. Спектакль знаменитой "Табакерки" почтил своим присутствием губернатор Константин Титов. ...

Спектакль, поставленный почти через сорок лет после несостоявшейся премьеры, сделан в традиционном ключе, словно перенесен в наше время из 50-х. Единственное отличие: Табаков отказался от четвертого действия, где герои неимоверно счастливы жить в стране советской. Только ироническая пирамида из пионеров в момент смены декораций и еще несколько моментов говорят о том, что спектакль возник в постсоветскую эпоху. Помимо пресс-конференции, корреспонденту "СО" удалось прорваться сквозь кордон охраны, которая в тот вечер заполнила филармонию, к телу мэтра – Олега Табакова и задать ему десятка полтора вопросов. Он хотя и не играл в спектакле, но приехал в Самару. Олег Павлович был уставшим, но обаятельным и находчивым в ответах на вопросы, которые он частенько актерски обыгрывал. Время от времени он посмеивался знаменитым хитрым табаковским смешком или лукаво наклонял к плечу серебряную голову.

— Когда-то Вы играли в спектакле "Матросская тишина", который не увидел света. Что Вас привлекало тогда в этой пьесе и что – сейчас?

— Сравнивать это нечего, потому что это было в другой жизни, другом обществе, социальной системе. В 58-м году, когда мы играли, у нас было слишком много надежд на то, что общество сможет стать человеческим. А нынче это – как всякая память о прошлом, как всякое знание истории, которое потребно человеку, желающему жить достойно сегодня. ...

— Галич писал о "Матросской тишине", что это была его последняя иллюзия...

— Могу сказать только, что думал он по-разному, был человеком, как и все мы. К этой пьесе он пристрочил довольно необычный четвертый акт, который состоял из сплошного потока счастья. Я думаю, что так же, как и все мы, Александр Аркадьевич Галич был человеком разнообразным, любящим жизнь, иногда запускавшим в нее руку по локоть. ...

— Спектакль "Матросская тишина" идет уже много лет. Когда его труднее было играть – вначале или сейчас?

— Мне кажется, его всегда играть легко. Потому что актеры его любят, у каждого из "музыкантов" в нем есть свой "квадрат". Иногда они аккомпанируют друг другу, иногда бывает джем-сейшн, а иногда соло.

— Чем Вы руководствовались, привезя именно этот спектакль?

— Желанием людей, проводящих фестиваль.

— Что Вы чувствовали, когда спектакль в постановке Ефремова не состоялся?

— Я думаю, жизнь впервые отпустила сурового щелбана по моему одаренному лбу, и я впервые задумался над тем, что не все в этой жизни мне принадлежит. Но это было очень давно, что об этом говорить... Это было в той жизни. ...

— Какие работы своего театра Вы считаете удачей? Каким видите театр через 10 лет?

— Мне кажется, у нас есть несколько спектаклей, выдержавших испытание временем. К ним относится этот спектакль, "Бумбараш", "Обыкновенная история", несколько других. Эти спектакли живут сегодня странным образом, не обладая ни политической двусмысленностью, ни ангажированностью. Вы знаете, "я за всех российских баб". Что же касается "через 10 лет", как говорил граф Лев Николаевич Толстой, "ЕБЖ" – если будем живы. Я бы хотел годам к 70-ти все-таки передать кому-то дело. Вот либо ему (Табаков указал на сидящего рядом Машкова – Прим. авт.), либо еще кому-то.