СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

1999-2010

ОЛЕГ ТАБАКОВ, РЕЖИССЕР, АКТЕР:

...
— К "Матросской тишине" обратиться меня заставило не просто то сентиментальное обсоятельство, что сам я более тридцати лет назад играл две роли в невыпущенном спектакле "Современника". Пьеса Александра Галича, по-моему, выдержала испытание временем. На фоне современного документального катаклизма пьеса остается живой, она обращена к изначальным человеческим ценностям и говорит, кричит, вопиет о многих наших современных проблемах – об истинности веры, межнациональных отношениях...

Мне хотелось более чем через четверть века показать пьесу тем, кто смотрит на эти годы как на жизнь на Марсе.

Проблематика этой пьесы и то, что связано с мерзостью так называемых межнациональных отношений, существует и сейчас. По натуре я трус, не люблю драться, но это – такая ситуация, что я готов выйти на улицу. Мне, в котором смешались четыре крови – украинская, русская, польская и мордовская, – антисемитизм омерзителен...

Вообще-то я, конечно, не режиссер. Я, знаете... есть такое французское выражение "conducteur de jeu" – руководитель игры. Человек, который может научить артистов хорошо играть. В режиссерских изысках я не силен, но помочь актеру, довести его до образа, от которого он в корне отличен, – это я, как оказалось, могу. Режиссерскую борьбу выигрываешь делом: угадыванием исполнителей на роль, "влюблением" их в то, во что сам влюблен... ...
schools.techno.ru

... — Машков, когда ему было всего 25 лет, играл старика Абрама Шварца ... , и играл это так, что никакой техникой все эмоции, чувства, переживания не выстроишь. Поверьте, это было у Машкова "из себя", "изнутри", и это было незабываемо. ...
Интервью Ангелины Глебовой
Новые Известия, 01.09.2010

НАДЕЖДА СОЛОВЬЕВА, ПРОДЮСЕР:

...
— Как-то раз я работала с очень известным театральным актером из Англии, и мы с ним так сильно подружились, его звали Брайан Кокс, он очень известный британский актер, и он меня познакомил со своим приятелем, который основал организацию, она называлась "BADA", British American Drama Academy. И мы стали что-то придумывать с ним и с Брайаном, мы сделали тогда у Олега Павловича – я познакомила их с Табаковым – у Олега Павловича был тогда курс самый знаменитый его, где учился Машков, Миронов, вся вот эта... И я вместе с Брайаном, мы организовали поездку. ... Эту "Матросскую тишину", в котором играл, соответственно, Машков. Я была инструментально как продюсер в этом спектакле, и мы отвезли этот курс в Англию сначала, они учились у нас в Барбикане, который был базой Королевского шекспировского театра, а потом я их отвезла в Америку, они учились в Джуллиардовской школе, все эти детки. Ну, они уже были взрослые люди. И потом мы привезли туда спектакль "Матросская тишина", который шел два месяца в театре на Бродвее. И каждый день аншлаг, это было поразительно. Это было такое, мне казалось, достижение. Я знаю, что ребята... До сих пор я с ними со всеми дружу. ...
Интервью Елены Лихачевой
Finam FM, 30.04.2010

ИГОРЬ ПАНИЧ, ПЕРЕВОДЧИК:

...
— Когда были турне по США, мы проехали на автобусах в страшных условиях по всем штатам США с этим спектаклем. И моя роль в этом заключалась в том, что я по-английски в микрофон наговаривал весь текст, который у нас проигрывался на сцене. Синхронный перевод был. Реакция у публики была феноменальная, люди ревели, аплодисменты. Только ребята играли по-русски, а я бубнил потихонечку в уши по-английски. Причем был такой интересный момент, что на сцене ребята очень тихо слышали мой текст и поэтому давали мне докончить что-то, доигрывали, хотя они играли на сцене и играли гениально. Владимир Машков в 24 года играл древнего старика, и все обалдевали, говорили, что он такой молодой. ...
Интервью Ксении Лариной и Виты Рамм
Эхо Москвы – "25-й кадр", 19.10.2003

ВЛАДИМИР МАШКОВ, АКТЕР:

...
— Я был достаточно успешным студентом, когда попал к Табакову. Я был отличником по мастерству актера и... Табакова это не убеждало. Только когда мне доверили роль Абрама Шварца ... я понял, что убедил учителя. ... Четвертое действие было написано Галичем только из конъюнктурных соображений (Галич и сам был очень им недоволен), только для того, чтобы хоть каким-то образом сделать пьесу проходимой – иначе ее бы точно не пропустили. История, которую драматург хотел рассказать, заканчивается в третьем действии. В таком виде пьеса шла ... у нас в театре. ...
Интервью Ирмы Каплан
Искусство кино №3, 03.2004

... — Эта пьеса об отцовской любви. Не о материнской даже, а именно об отцовской. ... Когда [Табаков] прочитал пьесу нам, все плакали – такой близкой она нам оказалась. Галич сам ее назвал "военно-патриотической". Она настолько личностная; мне кажется, у каждого человека в жизни были подобные истории. ...
Интервью Татьяны Хорошиловой
Российская газета №3511, 25.06.2004
Интервью Александра Винокурова
Кузбасс FM – "Гостиная", 04.10.2004

... — Вы вообще про пьесу Галича что-нибудь слышали до того, как Олег Табаков Вам на курс ее принес?

— Ничего не слышал. Уже потом от Олега Павловича мы все узнали, что "Матросской тишиной" собирались открывать "Современник", представляете? Лучшая труппа Москвы, да что там – цвет мирового театра!

— Вы расспрашивали у Табакова, как Евгений Евстигнеев играл Абрама?

— Да, интересовался. Олег Павлович говорил, что гениально. Там все играли гениально. ...
Интервью Дмитрия Савельева
Ведомости №145, 16.08.2004

... — С истории папы я начал путь в театре. ... С одной стороны – это невероятный подарок, такая роль. Но я понимал, что сыграть ее не смогу никогда – роль пожилого человека, другой национальности, безумно любящего своего сына. Я был в отчаянии от того, что не смогу приблизиться к образу, блестяще воплощенному Евгением Евстигнеевым. ... Сам герой никакого отношения ко мне не имеет, я совсем другой человек. ... Было полное ощущение, что в 24 года такую роль сыграть нельзя. Возникало чувство, что меня просто хотят выгнать. Я искал характерность: ходил в синагогу, где наблюдал за старыми евреями, купил на Тишинском рынке ботинки 48-го размера, наклеил бороду, но все никак не мог поймать главное. ...
Интервью Татьяны Мигулиной
Экономическое обозрение №34, 24.09.2004
Интервью Андрея Кулика
Челябинский рабочий, 09.09.2004

... — Для меня было важно понять этого человека, кто он такой, представить себя на его месте, иначе я не могу играть. Для роли Абрама Шварца я еще читал не только другие произведения Галича, не только его поэзию, но и роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". ...
Интервью Анжелики Заозерской
Труд-7 №177, 23.09.2010

... — Я безумно благодарен моему учителю, что он доверил мне роль старого еврея-алкоголика Шварца. Хотя я ведь не подходил ни по одному пункту – 24 года, не еврей и не алкоголик. ... Понять степень безумной любви и характерности этого пожилого человека, Абрама Ильича Шварца, мне, человеку молодому и к тому же других кровей, было невероятно сложно. Но потом от отчаяния наступил перелом. Помню, я какими-то невероятными усилиями добивался соответствия роли. ... Все оказалось гораздо проще: мой отец меня любил точно так же. ...
Комсомольская правда, 26.11.2003
Интервью Юрия Гладильщикова
Известия, 24.11.2003

... — Я должен был предъявить Табакову что-то, за что он, как учитель, мог сказать: "Вот это – мой ученик". ... Ведь кроме того, что это возрастная роль, она еще и на пределе эмоциональных возможностей любящего отца. Я, наверное, еще во времена студенчества попытался ухватить, насколько было возможно (и в этом мне помог мой отец, которого уже не было в живых), ту степень любви его ко мне, невидящей, слепой, безграничной. То-есть, он не замечал обид, глупостей моих. И размышляя над этим, я пришел к заключению, что не дети наше будущее. Наше будущее – родители. ...
Интервью Ирмы Каплан
Огонек, 2003

... — Во время читки Табаков фантастически играл старика. И курс был уверен, что играть Шварца будет сам Олег Павлович, а мы, студенты, будем играть второстепенные роли. ... Когда мы начали делать спектакль, неожиданно Табаков назначил на роль старика меня. ... Мы долго репетировали, и все это время я мучался и не верил, что что-то получится. Но, представьте себе, на премьере был успех, большой успех. Сам не понимаю, как это произошло! ... С нашим спектаклем "Матросская тишина" мы объездили много стран. И где бы мы ни были, среди зрителей не оставалось равнодушных. Были мы и на гастролях в Японии. Заподозрить, что там много евреев, я не могу. Но когда в Токио ко мне подходили люди и говорили: "Как Вы похожи на моего отца!" – я понял, что эта история наднациональна. ... Я сыграл почти 400 спектаклей. Правда, уже шесть лет прошло, как я не играю свою любимую роль. Но роль и пьеса меня не отпускали. Я не мог расстаться с текстом, который произвел со мной грандиозную метаморфозу, и мне еще раз захотелось соприкоснуться с ним. Давно подумывал о кино, хотя и понимал, что кино и театр – два абсолютно разных вида искусства. И все-таки поставил перед собой опасную задачу – сыграть Шварца в кино. ...
Интервью Алисы Струковой
Ролан №6, 09.2004

АНДРЕЙ СМОЛЯКОВ, АКТЕР:

...
— Для меня вообще удивительно, что Володьке Машкову за "Матросскую тишину" не воздано. Он гениально сыграл старика-еврея, а ведь начал играть еще студентом. 200 спектаклей отыграно, и до сих пор это его лучшая роль. "Маски" всякие раздают кому угодно, но вы пойдите и соразмерьте. ...
Интервью Ирины Шведовой
Московская правда, 18.06.1999

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ, АКТЕР:

...
— Нужно дать возможность поиграть молодым, как я когда-то играл, когда пришел ... в "Матросскую тишину" – мощный спектакль. Сначала играл маленькую роль в финале – Женьку-солдата, потом посчастливилось сыграть и главного героя – Додика Шварца. Это опыт, который очень нужен начинающему актеру. Когда рядом с тобой уже состоявшиеся актеры, которые помогут и прикроют, и сам спектакль уже крепкий, проверенный. ...
Интервью Григория Заславского
Новая Газета, 2010

АНГЕЛИНА МИРИМСКАЯ, АКТРИСА:

...
— Я была в пятом классе, когда Владимир Машков пригласил меня сыграть в спектакле ... . Я выдержала конкурс. Мне очень нравилась сцена, нравились поездки. С театром и этим спектаклем я объездила практически пол-России и была даже на гастролях в Израиле. В этом спектакле я играла лет пять, вплоть до десятого класса. Конечно, для меня это была очень полезная, но, если можно так сказать, техническая практика: я научилась распределять энергию и силы в зависимости от размеров зала и количества зрителей. ...
Театральная афиша, 18.06.2003

... — Твой первый выход на сцене "Табакерки" был в эпизоде спектакля "Матросская тишина" по А. Галичу. Легко ли было играть со звездами Евгением Мироновым, Владимиром Машковым?

— Я этого не ощущала, потому что знала этих артистов очень давно. Мне было 13 лет. И все давалось легко. Владимир Машков предложил мне сыграть, а Олег Павлович Табаков утвердил на роль. ...
Интервью Максима Грачева
Волжская коммуна, 14.06.2003

БОРИС КОРЧЕВНИКОВ, АКТЕР:

...
— В первом акте выходил я, а во втором моего героя Давида, уже взрослого, играл Женя Миронов. Женя все шутил: "Учи мою роль, ты растешь". Но на детскости еще удается продержаться, а дальше начинается профессия, как и любая, со своей техникой. А я ее не знаю. ...
Интервью Юлии Лариной
Огонек №40, 02-08.10.2006

АЛЕКСЕЙ ЗОЛОТНИЦКИЙ, АКТЕР:

...
— У нас шел спектакль "Матросская тишина". Я в нем играл парторга. ... Это было событием не только в театральной, но и в политической жизни. В спектакле звучала еврейская тема, и неонацисты разукрасили стены театра и соседних домов свастикой и звездами Давида. Было ясно, что мы делаем свое дело, и это сильно вдохновляло. ...
Интервью Елены Алексеевой
Звездный бульвар №15, 08.2006