ЧУЛПАН ХАМАТОВА: МНОГО ИГРАТЬ НА СЦЕНЕ ДЛЯ МЕНЯ СЕЙЧАС РОСКОШЬ

Газета "Вечерний Красноярск" №45
19.11.2010
Елена Коновалова

Одним из самых ярких событий на Красноярской ярмарке книжной культуры, которую в четвертый раз провел Фонд Михаила Прохорова, стал спектакль Театра Наций "Рассказы Шукшина" с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. А у самой Чулпан наиболее сильные впечатления в ее нынешний приезд в Красноярск – от посещения Столбов. Причем восхитили ее не только красоты природы. Уже пять лет Чулпан Хаматова немало сил и времени отдает детям с онкозаболеваниями. Актриса была приятно удивлена, что о ее фонде "Подари жизнь" знают и в Сибири. ...

— Помимо службы в "Современнике" на параллельные творческие проекты сил и времени хватает?

— Только на два спектакля в Театре Наций. "Рассказы Шукшина" – это вообще подарок судьбы. Для меня очень важно, чтобы режиссер был умный, образный. Чтобы он доверял мне как актрисе и в то же время направлял. Репетиции с Алвисом Херманисом были чем-то особенным. А какое счастье играть вместе с Евгением Мироновым!.. Иногда я даже поеживаюсь, понимая, что за партнер рядом со мной. И от степени ответственности за это, и от зашкаливающей радости, что у меня есть возможность выходить с ним на одну сцену, тянуться за ним, получать от него каждый спектакль какие-то разные импульсы... В этом смысле я, конечно, счастливая актриса.

— Насколько глубоко Вы были знакомы с творчеством Шукшина до начала работы над спектаклем?

— Я его еще в школе любила читать, но в этаком расслабленном состоянии. И Женя очень удивился, когда Алвис предложил поставить Шукшина. Но когда мы начали серьезно погружаться в его произведения, вдруг открылось, что он просто изумительный русский писатель! Это чудо, как Шукшин владеет словом, ритмом. Таким писателем всем нам надо гордиться.

— Вам не кажется, что отчасти этот спектакль об утерянных ценностях? Например, что бросать детей – грех, как утверждает герой одного из рассказов?

— Думаю, каждый человек сам для себя решает – может он бросить ребенка или нет. Но в советские времена действительно были какие-то незыблемые ценности, в том числе и семья. Не уверена, что мои родители были бы до сих пор вместе, если бы не правила, которые бытовали в ту пору в обществе. Им тоже пришлось немало преодолеть в своих отношениях, и невозможность так легко развестись, как сейчас, – она сыграла свое дело. За что я им очень благодарна.

— Второй спектакль, в котором Вы заняты в Театре Наций, в прессе охарактеризовали как балет...

— Нет, к балету "Бедная Лиза" вообще не имеет никакого отношения. Дабы не оскорблять чувства танцоров, я даже не претендую на определение "танец". Это экспериментальный спектакль Аллы Сигаловой – попытка выразить смысл при отсутствии текста, без слов, в нем все выстроено на пластике. И в первую очередь это эксперимент для меня самой. (Улыбается.)

— В чем он, что было труднее всего?

— Я знала, что у меня партнер – солист балета Большого театра. Но когда на разминке я увидела, что он вытворяет, подумала, что вставать рядом с ним, наверное, глупая идея, слишком уж большая разница будет между нами. В этом для меня была самая главная сложность. Одно дело – участвовать в программе "Ледниковый период", где, как в зверинце мартышки, встают на коньки и в этом смысл всего шоу...

— Самоиронично!

— Ну, а как сказать иначе? (Смеется.) ...И совсем другое дело – выйти на одну сцену с таким потрясающим танцовщиком, как Андрей Меркурьев. Спасибо Алле, которая меня очень правильно разозлила и завела. Она сказала: "Если все будет плохо, неужели ты думаешь, что я выпущу вас на публику?" Так я начала работать. А потом, когда нужно было подключать актерскую профессию, начались сложности у Андрея, и пришлось его тоже поддерживать. В итоге, на мой взгляд, получился удивительный спектакль. Я говорю про ощущения внутри него. Это как попытка рассказать какую-то историю на другом языке. Включаются все актерские импульсы, все эмоции, жесты, тело. Не могу сказать, что я на сто процентов делаю так, как мне хотелось бы. Но если добиться рисунка, который предложила Сигалова, как зритель я с удовольствием смотрела бы такой спектакль. Надеюсь, мне удастся этого достичь... Вообще очень люблю, когда судьба предлагает мне что-то неожиданное, бросает вызов. ...

— Сколько нужно времени после премьеры, чтобы спектакль состоялся?

— По-разному. "Рассказы Шукшина" так крепко сколочены, что фундамент оседал недолго. А в "Голой пионерке" в "Современнике" мне понадобилось время, чтобы все осмыслить – от пункта отправления до конечной точки. ...

—Ваша последняя работа в кино – жена Достоевского в сериале "Достоевский"?

— Предпоследняя. (Улыбается.) На озвучивании я видела несколько отрывков и осталась ими довольна. Но опять-таки, этот фильм во многом получился благодаря Миронову, который играет Достоевского. Не знаю, были бы у меня столь сильные впечатления, если бы вместо него был другой артист...

...