ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ЛЮДИ СОСКУЧИЛИСЬ ПО ПРОСТОТЕ

Газета "Ведомости" №1037
01.01.2010
Ирина Тимофеева
(по материалам пресс-конференции)

"Утром я просыпаюсь и думаю: "За что мне все это?" А вечером засыпаю с мыслью: "Какой же я счастливый человек!"" – так говорит о сложном сочетании своих жизненных ролей Евгений Миронов, который с недавних пор не только актер, но и художественный руководитель Театра Наций в Москве.

Спектаклем этого неординарного театрального образования под названием "Рассказы Шукшина" закрывалась программа VIII Международного рождественского фестиваля искусств в Новосибирске. Постановка Алвиса Херманиса – звезды европейской режиссуры и создателя Нового рижского театра – с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях, и в нашем городе подтвердила свою счастливую судьбу. ...

"Мы Василия Макаровича, как и других советских авторов, поставили на полку, чтобы он там пылился. А оказалось, что он не советский, а великий русский писатель. Это настолько пробивает нас самих, актеров! Мы летим играть этот спектакль."

Может, секрет успеха и правда в искренности отношений героев Шукшина, о которых Евгений Миронов отзывается так: "Они все настоящие. Если говорят, не скрывают своих чувств. Не прячутся. А если и хитрят, то это хитрость прелестная". Может, чудо растет из режиссуры Алвиса Херманиса, признанного европейского режиссера, для которого этот спектакль стал первой российской постановкой: в его стиль художественный руководитель Театра Наций влюбился на показе "Сони" – и едва успел опередить Галину Волчек, пригласив его поработать в своем театре...

... Три года Евгений Миронов не снимался в кино, посвятив себя своему новому увлечению – Театру Наций, который он возглавил. "Связано это было и с тем, что ничего интересного не предлагали. Кроме Никиты Сергеевича Михалкова, который хотел дать мне одну из главных ролей в "Утомленных солнцем 2". Я отказался. У меня театр, я ему это объяснил. Думал, что он обидится, никогда мне больше ничего не предложит. А он позвонил и сказал: "Я придумал для тебя другую роль". – "Дня три-четыре?" – "Да, дня три-четыре". В итоге две недели в мороз мы снимали под Москвой. В мае все это увидят на премьере "Утомленных солнцем 2"." ...

Но волна киносъемок не отодвигает на второй план самое главное дело Евгения Миронова – его театр. "Мне исполнилось 43 года. Не могу сказать, что я устал от актерской деятельности, мне это по-прежнему интересно. Но так сложилось, что лет пять назад я стал обращать внимание не только на себя. Я увидел ряд проблем, которые существуют в театральном деле. Организовал совместно с друзьями – Кириллом Серебренниковым, Чулпан Хаматовой, Романом Должанским, Теодором Курентзисом акцию по поддержке театральных талантов, фестиваль "Территория"... Сколько можно радоваться успехам прошлых лет, мы не развиваемся, у нас нет молодых режиссеров. Тех, кто действительно удивляет, очень сложно найти. Если видим что-то живое, настоящее, сразу хватаем. Например, у нас в театре есть два молодых режиссера-открытия, один из них номинировался на "Золотую маску" со спектаклем "Шведская спичка"... Кругозор мой увеличился. Не знаю, хорошо это или плохо. Это отнимает очень много времени. Но когда возникло предложение возглавить Театр Наций, я подумал, что все, что меня не устраивает в театральном деле, я могу попробовать исправить в своем театре."

"Есть замечательные артисты, которые были только артистами, ничем не руководили, – размышляет художественный руководитель Театра Наций. – Но мне захотелось попробовать. Я еще в пути, не понимаю до конца, чего мне это будет стоить. А за все приходится расплачиваться. Сейчас я знаю только одно: я адаптировался. Первые месяцы мне приходилось заниматься деятельностью, которая мне несвойственна и неприятна. Ходить по кабинетам, выпрашивать. Не только деньги. Нужно добиться, чтобы построили здание. Театр Наций существует на спонсорские деньги. Все его проекты осуществляются на средства спонсоров, в том числе фестивальные. Государственных денег вообще ни на что не хватает. У меня есть помощники, но если ты хочешь, чтобы получилось хорошо, сделай сам. Я хожу по кабинетам – и там я в ряду других, в очереди. Чиновник, администратор. В какой-то момент я понял, что просто умру, если не пойму, для чего я это делаю. А я делаю это не для себя. Как только это понимание пришло, появилась некая наглость. Я осознал, что это моя новая роль."

Интерес к новой роли у Евгения Миронова подогревается тем, что Театр Наций – необычная театральная структура. "Уже три года я другой человек. Театр Наций – театральное образование, которого еще не было. Это первый шанс для молодых режиссеров проявить себя. Они могут стажироваться у великих режиссеров, с которыми мы ведем переговоры по всему миру. И они соглашаются! Это фестивальный центр, в котором проходит уже четыре театральных фестиваля: один российский и три международных. Успех вот этого дела мне намного важнее успеха личного."

К слову, "личное счастье" Театра Наций и его художественного руководителя в этом году разделила "Золотая маска", номинировав два спектакля театра Евгения Миронова на самую престижную российскую театральную премию. Один из них – как раз те самые "Рассказы Шукшина", которые посчастливилось оценить предновогоднему Новосибирску.