ЛАТВИЙСКИЙ РЕЖИССЕР АЛВИС ХЕРМАНИС ПОСТАВИЛ В МОСКВЕ СПЕКТАКЛЬ ПО РАССКАЗАМ ШУКШИНА

1tv.ru
21.11.2008
Александр Казакевич

Методы работы у режиссера-постановщика оказались своеобразные, но эффективные. По мнению актеров, занятых в спектакле, загадочную русскую душу ему удалось не только понять, но и достоверно показать.

Казалось, приедет известный режиссер из Латвии, поставит спектакль по рассказам Шукшина и откроет что-то новое об особенностях национального характера. Режиссер приехал, спектакль поставил, но выводы, которые он сделал, оказались совсем другого рода.

Он очень странный, этот режиссер Алвис Херманис. Методы работы у него странные: пригласил самых занятых столичных актеров, к которым в других театрах и прикасаться боятся, купил им билет на Алтай. Мол, если хотите сыграть Шукшина, поедем на его родину в село Сростки. Поживем там. Разберемся. Поймем, что изменилось, а что нет.

АЛВИС ХЕРМАНИС (Латвия), режиссер спектакля "Рассказы Шукшина": "Странно, что он воспринимается мифологически, как очень советский автор. Когда читаешь его тексты, там советской тематики вообще нет, она на фоне воспринимается, но не как у Абрамова. Очень универсальные эти истории, так что большое будущее для Шукшина."

Это называется "зажглись": видно, алтайский воздух что-то делает с людьми. Актеры репетировали по 12 часов, фонтанировали идеями. От переизбытка чувств спасла жесткая структура спектакля: со сцены звучит чистый шукшинский текст. 10 его рассказов на фоне фотографий, сделанных в тех же Сростках. Поначалу зрители еще успевают следить за перевоплощениями семи артистов и, в конце-концов, перестают удивляться: "Ах, это опять Евгений Миронов, а это с ним – неужели Чулпан Хаматова?"

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ, художественный руководитель Государственного театра Наций, народный артист РФ: "Мне стыдно стало, что это предложение исходило от режиссера из Латвии, а не от нас, потому что мы оставили Шукшина где-то там, в 70-х, а Алвис говорит: "Это ваше золото, это ваша валюта, потому что сейчас так не хватает простоты в человеческих отношениях и искренности, когда понятно, кто плохой, а кто хороший, потому что мир сейчас так изменился. Так что это как дефицит."

Там, конечно, еще покупают сапоги за 65 рублей и "маленькую" – за рубль сорок девять, но от Шукшина со сцены совсем не пахнет советской эпохой. Это спектакль про трогательных людей, которых можно встретить в русских, латышских или немецких деревнях, а вот в городах их почти не осталось.

ЧУЛПАН ХАМАТОВА, заслуженная артистка РФ: "Мы слишком быстро живем, пьем из пластиковых стаканчиков, шлем друг другу SMS, не общаемся и не понимаем, что такое жизнь вообще."

Теперь им кажется, что после Сросток они кое-что поняли про жизнь. И готовы рассказать о том, что на самом деле все эти шукшинские чудаки, маленькие и трогательные человечки с гамлетовскими страстями, они не кончились и никуда не делись из своих Сросток. Они живут там до сих пор. Просто после ухода Василия Макаровича их было некому записать.