РИТУАЛЬНАЯ "МАСКА"

Газета "Россия"
01.10.2009
Наталья Полянская
(по материалам пресс-конференции)

Театральный фестиваль "Золотая маска", не проводившийся в Северной столице аж с 2003 года, вновь приехал в Санкт-Петербург. Большой праздник для питерских театралов – с 16 сентября по 8 октября они увидят 13 лучших российских спектаклей. Правда, праздник получился слегка мрачноватым. В духе нашего времени.

По словам директора фестиваля Марии Ревякиной, спектакли отобраны по принципу "лучшее за пять лет". Открыли петербургскую "Маску" "Господа Головлевы" МХТ имени Чехова. Евгений Миронов, сыгравший Иудушку, в этот день расчувствовался и много говорил за кулисами. "Разные направления, разная режиссура и совершенно разные взгляды на мир не мешают зрителю понимать то, что хотят сказать режиссеры!" – ожидая очередного выхода, горячо доказывал он своему коллеге.
...

Вообще большинство спектаклей петербургской "Маски" не несет позитивного заряда. На сцене чувствуется атмосфера кризиса: личностного и общемирового. Искрометных комедий и водевилей среди постановок нет. "Рассказ о семи повешенных" Леонида Андреева, сумасшедший монолог Ивана Вырыпаева, тяжелый "Король Лир" и мрачные "Господа Головлевы" не сеют в душах "разумное, доброе, вечное".

Но, возможно, именно в этой мрачности и есть тот "свет в конце тоннеля", по которому так истосковалась русская публика. По крайней мере, Иудушка – Евгений Миронов был настроен вполне оптимистично. Он считает, что общими усилиями (в том числе и такими фестивалями) можно поставить заслон нынешней "попсе" и увидеть искренних молодых режиссеров, которым так трудно сейчас пробиваться.

— Я к вам только что из Перми, где проходит мой фестиваль TERRITORIЯ, – начал разговор с корреспондентом "России" знаменитый артист. – Было очень приятно, что и петербургские спектакли на нем тоже представлены. Нас очень серьезно поддержал губернатор края. Думаю, наши государственные деятели редко понимают, для чего нужны такие фестивали. А ведь в переломные моменты истории искусство вывезло на своих плечах огромнейший, тяжелый кризис. И нашло Героя, за которым пошли все. Это я не к тому, что мы сейчас ищем своего "национального героя". Фестиваль объединяет таланты, которых не так уж много. А они, люди не от мира сего, несут в нашу реальность важные идеи. И все это двигает нас к чему-то, обезопасив от пошлости, которая льется потоком и от которой не спастись ничем, кроме таких серьезных мероприятий, как TERRITORIЯ и "Золотая маска".

— Нет обиды, что Вы много раз на "Маску" номинировались, а получили ее лишь в прошлом году?

— Для меня очень большая честь, что я участвую в этом фестивале. Свою "Маску" за Иудушку я все-таки получил. До этого меня долго не награждали, но я относился к этому с юмором. Расскажу случай, когда мы с Константином Райкиным выдвигались на "Маску" в один год и решили похохмить. Стоим рядом на сцене Большого театра, а там такая церемония – все номинанты в рядок стоят, томятся: и женские роли, и мужские. Глупая какая-то ситуация получается – ждешь, объявят тебя или нет. И все вокруг видят твою реакцию, а по-голливудски радоваться друг за друга мы не умеем. На нашу номинацию претендовали три актера: я, Райкин и пожилой Евгений Красницкий. Мы с Райкиным договорились: если объявят: "Евгений Миронов", то он закричит "Ура!" и бросится меня обнимать. Если победит он, с криками "Ура!" на шее у Райкина повисну я. И вот говорят: "Евгений..." Я так смотрю гордо на Райкина и шаг вперед уже делаю. А продолжение такое: "...Красницкий!". Константин меня еле за фалду пиджака удержать успел.

— А в прошлом году в свою победу верили?

— Честно говоря, сомневался. Кирилл Серебренников всегда своим поведением вызывал агрессивную реакцию у журналистов. И поэтому после премьеры про "Господа Головлевы" чего только не писали. Но прошло время, и постановку теперь называют классикой, сравнивая чуть ли не с "Мещанами" в БДТ. На самом деле для нас это была серьезная работа, вкладывались в спектакль душой, нервами, кровью. И что-то выискивали, и чем-то хотели поделиться. И бессовестно прессе после этого писать легковесные "обкакивающие" статьи. Мы ведь действительно жили этим спектаклем, и у нас долго не получался финал, не сработал западный принцип – поставить за 40 дней любой материал. Это они спектакли как пирожки пекут, а мы шли тяжело, с закрытыми глазами. Я даже не был согласен с Салтыковым-Щедриным, финал у которого получился сказочным и герой вдруг становился добрым и совестливым. Нужно было найти оправдание, что с героем случилось. И мы нашли!

— Какое место занимает "Маска" в череде Ваших многочисленных премий?

— Она золотая, и этим все сказано. Выбирают лучших из лучших. И все-все премии и награды, которые у меня имелись, мама воспринимала с иронией: "Все-то все, а масочки-то у тебя нету!". Мама любит блестящие вещи. С тех пор, как "Маска" висит у нас дома, она счастлива, гладит камушки на ней мелкие...

— Вы состоите в Совете по культуре при Президенте, фестивали организовываете, создали Театр Наций. Не мешает такая бурная общественная деятельность реализовывать актерские амбиции в кино?

— Все зависит от того, насколько вас устраивает моя театральная и общественная жизнь, мои поиски, понравился ли вам спектакль по рассказам Шукшина. Я над этим думал. Я же сам в поиске. Будучи артистом, играл у многих великих режиссеров, объехал весь мир и увидел, чего не хватает у нас. Насколько наш театр отстал – и по дизайну, и по сценографии. Да, у нас сильная актерская школа. Но мы так долго этим гордились, что сидим теперь в этой кастрюле и до сих пор варимся в собственном соку... Да, я мог бы сейчас играть в одной картине, в другой, в третьей. И мне было бы наплевать, что происходит в стране. А мне не наплевать! Не наплевать, что мало достойных молодых режиссеров. И если мы сейчас что-нибудь не предпримем, не организуем им поддержку, их вообще не будет. Пожилое и среднее поколение ушло на телевидение – зарабатывать бабло. Машину, квартиру, жену одеть. И разные другие бытовые истории, которые раньше не пришли бы в голову мне или Володе Машкову. Мы и лампочку украли для первого нашего спектакля, потому что так хотели играть. В театре денег нет! Это я уже устал повторять. Мы должны придумать такую систему, чтобы молодые шли в театр, а не на ТВ. Чтобы дать им почву под ногами, чем и занимается Театр Наций.

— И все-таки, когда Вы начнете вновь сниматься?

— Сейчас я начинаю работать в телевизионном фильме о жизни Достоевского режиссера Владимира Хотиненко. Я просто окружил себя литературой о писателе и в Петербург приехал как "домой", чтоб побродить по его местам. Это длительный "роман", съемки пройдут с сентября по июль.