ЛЕКАРСТВО ОТ ПОШЛОСТИ

Газета "Петербургский дневник" №36
21.09.2009
Татьяна Кириллова
(по материалам пресс-конференции)

На прошлой неделе спектаклем "Господа Головлевы" в постановке Кирилла Серебренникова в Петербурге открылся юбилейный, 15-й, театральный фестиваль "Золотая маска". Он представит публике лучшие российские спектакли, созданные за последние 5 лет, и продлится до 8 октября.

На встрече с прессой, которая состоялась накануне открытия в Белой гостиной Комитета по культуре правительства Петербурга, организаторы "Золотой маски" выразили благодарность Министерству культуры России и руководству города за помощь в подготовке этого праздника. Заместитель председателя комитета Анна Кучерова процитировала слова губернатора Валентины Матвиенко о том, что 2009-й запомнится петербуржцам как год воистину театральный. Шутка ли: почти одновременно в нашем городе стартуют сразу три значимых театральных фестиваля – "Александринский", "Золотая маска" и "Балтийский дом". Настоящий пир для театралов, чему не преминул изумиться народный артист России Евгений Миронов, принимавший участие в разговоре с прессой. Что и говорить – эта формальная встреча скоро превратилась в подобие бенефиса любимого актера. С присущей ему непосредственностью Миронов рассказал об истории своих "личных взаимоотношений" с главной театральной премией страны, которая долго ему не давалась. Значимость этой награды сознавала даже мама Евгения, которой очень хотелось поскорее повесить на стенку сияющий позолотой приз. В прошлом году мечта ее сбылась, и спектакль "Господа Головлевы" с Мироновым в главной роли открыл петербургский показ постановок-лауреатов. Актер с некоторой горечью вспоминал о том, как трудно спектакль шел к своему зрителю: о долгих репетициях, поиске "своего" Салтыкова-Щедрина и оскорбительно-небрежных рецензиях в прессе. Но пришел срок, и теперь эту постановку считают едва ли не театральной классикой.

Спастись театром

Разговор от обсуждения "масочной" программы скоро перешел к вещам более глобальным: о необходимости понимания важности таких событий на государственном уровне. "Золотая маска" – только один, хотя и очень яркий пример, когда государство безоговорочно поддержало театральную культуру в очень трудное для страны и города время. Евгений Миронов рассказал о том, что в свое время получил столь же оперативную поддержку нового молодежного фестиваля TERRITORIЯ от тогдашнего президента страны Владимира Путина. А в этом году молодой и амбициозный губернатор Перми принимал этот форум актуального театрального искусства у себя в городе, который ему хотелось бы видеть новой культурной столицей. Ведь в официальной столице во многом эпатажный фестиваль, придуманный Мироновым на пару с Кириллом Серебренниковым, приняли настороженно, так что его организаторы делают ставку на "малые города" России, где театральный авангард подчас воспринимают с большим энтузиазмом. Талантливый актер и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов именно потому и отдает так много сил организационно-общественной деятельности, что верит: создание крупных театральных смотров – одно из главных лекарств от пошлости и дешевых поделок, которые захлестывают сегодня страну. Только так можно подготовить смену немногочисленному отряду серьезных режиссеров среднего поколения, работающих сегодня, и вырастить новое поколение молодых деятелей театра. Эта работа заставляет порой отказываться от интересных ролей, но вот сыграть Достоевского в новом телесериале Владимира Хотиненко Миронов намерен твердо. И визит в музей писателя – один из главных пунктов его "петербургской программы".

Справка

За 22 фестивальных дня петербуржцы увидят 16 лучших российских спектаклей. Показы пройдут на площадках Александринского театра, театра-фестиваля "Балтийский дом", Малого драматического театра – Театра Европы, Театра им. Ленсовета, ТЮЗа им. А. Брянцева, Театра сатиры на Васильевском, театра "Приют Комедианта".