"ВОЙНА ПОЛОВ" НА СЦЕНЕ ТЕАТРА НАЦИЙ

rus.ruvr.ru
23.12.2011
Карина Ивашко
(по материалам пресс-конференции)

В одном из самых современных театров России – громкая премьера. Совместно с берлинским "Шаубюне" здесь вновь обратились к Стриндбергу и его скандальной пьесе "Фрекен Жюли".

Пьесу выдающегося шведского драматурга о "падении" дочери аристократа, поддавшейся чувствам и оказавшейся в постели слуги, в России ставили не единожды. Нынешняя постановка – уже седьмая, а значит, сравнений не избежать. Правда, на этот раз за "Фрекен Жюли" взялся иностранец – немецкий режиссер Томас Остермайер, известный радикальными экспериментами в области психологического театра.

Первые несколько минут – почти урок кулинарии: героиня разделывает курицу, а зритель, благодаря установленному на сцене экрану, наблюдает, как она отрезает ей голову и жарит потроха. Все – крупным планом, по-настоящему – никаких театральных условностей. То же можно сказать и об игре актеров: "война полов" в исполнении лидеров современного театра – Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова – "царапает", как говорится, по живому. "Стриндберг одним из первых обратил внимание на то, что в основе взаимоотношений между мужчиной и женщиной лежит война за власть, – говорит режиссер. – А социальные различия лишь усугубляют конфликт, поэтому я и предложил сделать их двигателем в отношениях между героями."

Из Швеции конца 19-го века действие перенесено в современную Россию: в новой версии сохранены все сюжетные линии, а герои пользуются сегодняшней лексикой. ... "Мне казалось, что рассказывать в современной России историю графской дочки 19-го века как-то не актуально, – говорит Остермайер, – и надо было что-то поменять. ... Благодаря тому, что мы переработали пьесу, она приобретает актуальность, силу и напряженность."

Во всяком случае, смотреть за стремительно развивающимся сюжетом действительно интересно, а его резкие повороты, переходы от страсти к ненависти местами просто шокируют. Именно за этим "нервом" художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, он же исполнитель роли Жана в спектакле, и обратился к Томасу Остермайеру: "Его спектакли всегда производили и производят на меня шоковое впечатление. Он очень резкий режиссер, жестко работающий с артистами. Честно говоря, я этого и хотел. Но получилось совсем наоборот. Так перевернуть мое впечатление об этой пьесе и так разбирать ее, почти с чеховскими нюансами! А потом вдруг такие резкие, мощные, жесткие повороты... Он меня, честно говоря, удивил".

Еще в начале истории герои рассказывают друг другу свои кошмарные повторяющиеся сны. Она срывается со скалы и падает в пропасть, он никак не может выбраться из ямы. Вот и в реальности в случившейся с ними истории чуда не происходит: Жан, как ни пытается, не может вырваться из шкуры водителя и слуги, Жюли, раздавленная и униженная его двуличием, не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством.

"Для меня этот спектакль – лаборатория, – объясняет Томас Остермайер. – Работая над ним, я хочу понять что-то для самого себя – понять, как развиваются человеческие отношения". Уже известно, что результаты "лабораторных исследований" режиссера предстоит оценить не только российским, но и зарубежным зрителям. Спектакль уже ждут на театральном фестивале в Берлине, и не исключено, что, как и остальные постановки Театра Наций, "Фрекен Жюли" ждет бурная международная жизнь.