ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ТУТ, ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ТАМ...

Газета "Час"
20.09.2007
Мая Халтурина
(по материалам пресс-конференции)

В театре "Дайлес" 20 и 21 сентября по приглашению "Балтийской жемчужины" творческое объединение "Театральная компания Евгения Миронова" покажет спектакль "Figaro. События одного дня". Это первое детище нового объединения. Евгений выйдет на сцену в главной роли – в той самой, в которой когда-то блистал его однофамилец Андрей.

На вчерашней пресс-конференции с журналистами общались актеры, занятые в постановке, в том числе Елена Морозова, Марина Голуб, Авангард Леонтьев.

— Я люблю Ригу, часто тут бывал, и мне приятно приезжать сюда с новой самостоятельной работой. Ведь всегда хочется поделиться чем-то хорошим. Ну, а понравимся мы рижской публике или нет – увидим. Может быть, нас закидают помидорами, а может – букетами, – сказал Евгений Миронов.

Отвечая на незаданный, но подразумевающийся вопрос, он говорит, что возможные сравнения с Андреем Мироновым его не пугают. Так же как и все, он преклоняется перед великим артистом и легендарным спектаклем Театра сатиры, но теперь это будет совсем другая история.

Ну, еще бы! Ведь это спектакль модного московского режиссера Кирилла Серебренникова. Его провокационные приемчики в сочетании с классической драматургией всегда дают самый неожиданный результат. Евгений Миронов рассказывает, что специально для этой постановки Кирилл заново перевел пьесу Бомарше, вложив в уста героев современный разговорный язык. Авангард Леонтьев смелость режиссера горячо защищает. Когда Кирилл пригласил его, актер сразу понял, что традиционного спектакля в париках и камзолах не будет. Ну и что?

— Театр не музей. Мы не должны показывать классическую пьесу так, как она шла 200 лет назад. Нужно, чтобы между театром и современным зрителем было как можно меньше барьеров. Кирилл надеется таким образом увлечь молодежь, и не только театралов, но и новичков. За это его все ругают... – говорит Леонтьев.

Особенно сильно ругали Серебренникова, когда у него во мхатовском спектакле "Изображая жертву" прозвучал нецензурный монолог. Даже Табаков на 15 секунд вздрогнул!.. Но и эту смелость Авангард Леонтьев оправдывает, считая ее художественно необходимой, а сам спектакль – гражданским подвигом режиссера. И приводит длинную аргументацию.

— А вот кстати о "Фигаро"... – пытается вернуть его на нужную стезю Евгений Миронов.

Но его учитель и лучший друг под общий смех парирует:

— Я так долго говорю обо всем этом, потому что ни в одной статье этого не прочел!

В "Фигаро" мата не будет, но и кринолинов тоже. Идея спектакля родилась, когда Миронов с Серебренниковым репетировали во МХАТе "Господ Головлевых".

— Работа шла тяжело, все так устали, что, даже столкнувшись в буфете во время перерыва, мы с Кириллом шарахались друг от друга. И тогда мы решили: хотим в следующий раз сделать что-то радостное, легкое, – вспоминает Миронов.

Но оказалось, что и у Бомарше не все так просто. Сначала уехали на 10 дней в Одессу разбирать пьесу, и там, как выразилась актриса Елена Морозова, все 10 дней "рубились" – пытались разобраться в хитросплетениях текста, характеров, судеб. Комедия положений обернулась совсем не легкомысленной пьесой. Встречу Фигаро с матерью обычно изображают водевильно, а у Миронова и Марины Голуб она получилась серьезной.

— А знаменитый монолог Фигаро оказался таким актуальным, что мы даже думали: если на премьеру придет кто-то из администрации Президента, то спектакль могут закрыть, – признается Евгений.

Марина Голуб считает, что в современной российской жизни только театр и остался единственным местом, где с людьми могут о чем-то говорить серьезно.

— Телевидение опустилось ниже плинтуса, – считает актриса, – пресса залезла уже во все постели. Так что слава Богу, что есть в театре люди, которые еще могут высоко держать планку. И мы будем ее держать, пока хватит сил.

Взвалить на себя груз финансовой и организационной ответственности за проект Евгению Миронову тоже оказалось нелегко. Авангард Леонтьев намекнул, что никаких других спонсоров, кроме самого Миронова, у компании нет, и что сам Евгений подошел к делу романтически, а не капиталистически, и денег ни на что не жалеет. Так что декорации представляют собой не надувной диван (это не шутка, Леонтьев такие декорации сам видел!), а нечто посложнее.

На премьере, которая состоялась в декабре прошлого года, исполнитель главной роли и он же руководитель театральной компании Евгений Миронов был полуживой от усталости.

— У меня не было сил даже улыбаться. А критики потом написали, что никогда еще не видели такого трагического Фигаро! Но знаете, я так много играл главных ролей и мне так часто приходилось за все отвечать – и чтобы лампочка вовремя загорелась, и чтобы декорации правильно выставили... И я так устал обслуживать чужих дядь и теть, что я решил: буду наконец уже отвечать абсолютно за все. И я делаю это с удовольствием! – говорит артист.