СЕРЕБРЕННИКОВ КИРИЛЛ НА "ХУДСОВЕТЕ"

tvkultura.ru
27.12.2006
Ведущая: Нара Ширалиева

Когда вы в последний раз видели в театре спектакль "Фигаро" по самой знаменитой пьесе Бомарше? Затрудняетесь ответить? Правильно, если вы давно не были в театре "Ленком", а только там в репертуаре есть эта пьеса, то услышать этот остроумный текст могли только по телевизору, в бессмертной версии Театра сатиры с Андреем Мироновым в главной роли. Теперь Фигаро сыграет Миронов нашего времени – Евгений Миронов выйдет в этой роли-символе в спектакле Кирилла Серебренникова. И все-таки режиссер представляет нам не классический перевод Бомарше, а современную версию текста. "Фигаро" – независимый проект, в котором участвуют актеры из разных театров – Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев, Елена Морозова.

— Мы назвали не всех, понятно, что была целая команда молодых актеров...

— Да, Виталий Хаев, молодые, замечательные Аня Уколова, Юля Пересильд, которая играет Сюзанну, Саша Новин и Андрей Фомин. Такая собранная команда, и артисты специально приглашены для того, чтобы играть именно эти роли. Я подчеркиваю, это не некая труппа, которую режиссер нанимает обслуживать, а это все-таки люди, которые, на мой взгляд, подходят к этим ролям. Это другая история.

— А почему, как Вам кажется, все-таки при этом всплеске внимания к классике сегодня, эта пьеса как-то действительно была обойдена вниманием? "Фигаро" не появлялась.

— Нет, ее периодически ставят, потому что это такой же прекрасный актерский материал, и у нее есть репутация самоигральной пьесы. То-есть, грубо говоря, достаточно произнести этот прекрасный текст даже в старом замечательном переводе Любимова, и все случится, понимаете?

— Но в Вашем спектакле же не старый перевод Любимова, Вы же все-таки что-то сделали с текстом?

— Мне кажется, что все уже сделано в этой стилистике, в этом формате. В том спектакле, который каждый день в детстве видели по телевизору. Уже у нас на слуху все эти интонации. Поэтому у нас возникла идея сделать новый подстрочный перевод, который замечательно сделала Мария Зонина, и по нему возник какой-то новый текст. В общем, решили поработать не с драматургией, я повторяю, потому что структура осталась практически неизменной, а со словом.

— Действительно, Андрей Миронов играл, сейчас играет Евгений Миронов. Все-таки Фигаро – это роль для ведущего актера поколения. Для Вас это было незыблемое правило? Вы не представляли себе в роли Фигаро, условно говоря, нового актера, "темную лошадку"?

— Знаете, я без таких сакральностей к этому отношусь. Я к этому отношусь попроще. Это как часовой механизм, пьеса, которую режиссеру на самом деле очень трудно делать, потому что она не поддается никаким модификациям и трансформациям, пуленепробиваемый материал. Сколько дверей написано, столько и должно быть. Если на одну меньше или на одну больше, не получается та самая комедия положений.

— Но все-таки, этот актер должен быть центральный?

— Артист должен быть хороший, замечательный артист, у нас Евгений Витальевич, по-моему, замечательный артист и всем известный, и от него всегда ждут какого-то удивления. Что всегда мучительно для любого артиста, когда от него все время что-то ждут. Вот Вы говорите – главная роль поколения. Представляете, как человеку вечером выходить с ощущением, что он играет главную роль какого-то поколения. Это мучительно, поэтому не вешайте на него эти вериги. Он просто играет, на мой взгляд, и замечательно, и неожиданно, и остро эту умную роль. Она очень хорошая, таких ролей в мировом репертуаре раз-два-три...

— Вы, работая, с основными столичными театрами, могли поговорить с художественными руководителями МХАТа или "Современника", а Ваш Фигаро рождается не в семье, а на стороне, в независимом проекте?

— Я Вам честно скажу, во-первых, никто бы не позволил позвать на роль, допустим, Альмавивы, графа, Виталия Хаева, потому что сказали бы, что у них в труппе есть свой граф. Везде найдется своя графиня. Елена Морозова была бы обойдена. И плюс к тому, когда проект независимый, его судьба в руках создателя, поэтому это мне кажется интересным. Я первый раз выпускаю спектакль не в постоянно действующем организме.

— "Фигаро" сегодня в постановке Кирилла Серебренникова – это комедия или сатира?

— Сатиры, наверно, там нет. Это подарок к Новому году.

— Спасибо большое. Будем встречать Новый год в компании с Фигаро, не самая плохая компания.

— Приходите.