АЛЕКСЕЙ ДЕВОТЧЕНКО: Я ЗА ДЕПРЕССИВНЫЙ ТЕАТР

urfin1657.livejournal.com
05.05.2011
Елена Добрякова

...

— Вы считаете, в Москве больше театральных событий происходит?

— Безусловно. Да и город -то побольше будет... Стало быть, и театров больше, и событий тоже. Больше проектов – не антрепризных, как в Питере, а серьезных, авторских. На постановки приглашают хороших режиссеров, берут в основном только сильную драматургию. Вот недавно в Театре Наций Эймунтас Някрошюс выпустил спектакль "Калигула", в котором я тоже участвую в качестве заговорщика Кереи...

— Вам подошла бы роль Калигулы...

— Не думаю... И притом Калигула – не тот персонаж, о котором бы я мечтал. Кого бы я очень хотел сыграть – так это Иванова в пьесе Чехова, шекспировского Ричарда III, очень бы хотел Альцеста в "Мизантропе" Мольера.

— Работа с Някрошюсом – новый для Вас этап?

— Абсолютно новый. Нет, до этого мы немного общались в Вильнюсе в его театре "Мено Фортас", и Някрошюс примерно знал, что от меня можно ждать. Вот, пригласил. Сложно было. Только сейчас в моей голове начинает что-то потихоньку связываться, укладываться. А первые несколько спектаклей – не понимаешь совершенно, как играть... Как это у Бродского? "Во тьме по стенам шарит в страхе выключатель". Теперь мандраж прошел... Но при этом изменился сам настрой – поначалу, когда только приступали к репетициям, казалось, ну, мы покажем нашим российским правителям, почем фунт лиха. Но спектакль вышел не столько про власть, сколько про поэзию, про любовь, про ненависть, про какие-то очень простые человеческие вещи. И жанр, в котором поставлен "Калигула" – очень редкий, его нет в нашем театре сегодня – это романтическое повествование. Еще Пушкин говорил, что только романтизм приемлем для русского театра. Вот и я в отношении театра остаюсь эдаким реакционером и консерватором – я за русский психологический театр. И романтический. В Питере эталон такого театра – МДТ-Театр Европы.

— Как работает Някрошюс?

— Он всегда знает, что делает, его концепция остается незыблемой. Хотя он слушает актеров и может принять какие-то предложения. Някрошюс скуп на слова, не считает себя обязанным что-то подробно объяснять. Но если говорит, то совершенно замечательные вещи! У Някрошюса потрясающее чувство юмора. Когда он репетировал с нами, я ловил себя на мысли, что он вполне мог бы комедию поставить – и сделал бы это гениально. А вообще он трогательный, нежный, очень скромный человек – совсем не мрачный, не демонический, как принято считать. С ним работать безумно интересно, он заставляет шевелить мозгами. ...