КРОВИ НЕ ДОЖДЕТЕСЬ

Газета "Смена"
14.02.2011
Людмила Андреева
(по материалам пресс-конференции)

Главным театральным событием минувшей недели в Петербурге явилась премьера столичного Тетра Наций "Калигула" в постановке режиссера Эймунтаса Някрошюса. Петербуржцы поняли этот спектакль намного лучше, чем москвичи.

"Где же у вас про сегодняшний день? Почему нет никаких намеков на Ходорковского?" – вот такие вопросы задавали москвичи после столичной премьеры спектакля "Калигула". Часть зрителей первых рядов посчитала себя обманутой еще по одной причине. Она ожидала "зрелищ" – оргий, пыток и рек крови. А спектакль по пьесе Альбера Камю в постановке Эймунтаса Някрошюса оказался совсем другим. Потому что Театр Наций, по словам его художественного руководителя и исполнителя роли Калигулы Евгения Миронова, не считает отклик на сиюминутные события и злободневные выпады своим делом.

"Для этого есть газеты и митинги, – объясняет Миронов. – У нас совсем другая цель: мы создаем спектакли, в которых играют лучшие русские артисты в постановках лучших режиссеров мира. В них мы поднимаем вечные вопросы."

Актриса Мария Миронова, исполняющая роль Цезонии, считает постановку "шоковой" несмотря на то, что зримых ужасов на сцене нет. Заставлять театр ерничать на сегодняшние темы ей кажется абсурдным, ведь бессмысленно задавать со сцены вопросы, к примеру, об уборке снега и сосульках. Их надо задавать в кабинетах соответствующих служб и конкретным людям.

После премьеры "Калигулы" в Петербурге стало очевидно, что среди нашей публики гораздо больше единомышленников Театра Наций, чем среди московской.

"Я рад, что мы привезли спектакль в Питер, – сказал Евгений Миронов. – Приехали не "бабла срубить" и не "чес" устраивать, а сдать экзамен. Петербургский зритель строг, тем не менее у нас – аншлаги, и зал видит именно то, что мы хотели показать, он не требует крови и порнографии."

Со своим руководителем солидарны исполнители ролей в "Калигуле" Мария Миронова, Игорь Гордин, Евгений Ткачук и питерский актер Алексей Девотченко. Причем последний признался, что от петербургского экзамена Театра Наций он чуть не сошел с ума:

"Я впервые приехал в свой родной город в качестве гастролера. Представляете, только вчера играл в "Калигуле" на берегу Яузы, а сегодня вышел на сцену – чувствую что-то не то, уж слишком хороший зал. Только тут понял, что я уже с родным зрителем!"

Петербургский зритель, кстати, превосходно принял еще одну постановку гастролеров – знаменитый, усыпанный всевозможными призами и премиями России спектакль "Рассказы Шукшина", где блистали Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. К слову, в этом спектакле тоже обошлось без крови и намеков на сегодняшнюю действительность.