ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: СОРОК ДНЕЙ МЫ ЖИЛИ МОНАСТЫРЕМ

Журнал "Сноб"
02.02.2011

Илья Кухаренко

... Евгений Миронов и Мария Миронова сыграли главные роли в одной из самых ожидаемых премьер сезона – "Калигуле" в постановке Эймунтаса Някрошюса. Спектакль представил публике Театр Наций под руководством Евгения Миронова. ...

После окончания спектакля, уже ночью, вся труппа наконец собралась отметить премьеру. Евгений Миронов бегал среди коллег и друзей, обсуждая постановку, и периодически поднимал тосты, рассказывая о том, как тяжело шла работа.


ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: "Это интеллектуальная пьеса, и было очень трудно найти, нащупать стиль именно Камю. И я очень благодарен Някрошюсу, потому что он изначально шел непроторенной дорогой, не пользовался какими-то привычными для самого себя вещами. Он искал. Безусловно, это был он – Някрошюс, но он хотел понять Камю до конца. Это трудно: Камю был совершенно молодой человек, философ, основатель теории экзистенциализма... Разобраться в этом за 40 дней нереально, но мы жили монастырем, не расставались, у нас был один выходной – 1 января, и мы сильно погрузились в эту историю. Я думаю, этот спектакль нам самим еще придется познавать, в нем много чего заложено, и нам еще многое не открыто. И если Бог даст, будем его играть."

МАРИЯ МИРОНОВА: "Здесь может быть простая разгадка – режиссер изначально хотел, чтобы мой персонаж был зеркальным отражением происходящего с главным героем. Но поскольку мой персонаж – любящая его женщина, это отражение – искаженное, сквозь призму ее чувства. Отражение его души, его страдания, которое ощущает только она. Она не смогла принять его безумие целиком. Ее мозг, психика, сердце – все порушилось, когда это началось с ним. Хотя она и существует в заданных условиях игры, но той бесчувственности, о которой говорит Калигула, ради чего он все делает, для нее это оказалось невозможным. Поэтому в ней, безусловно, есть излом. Она с Калигулой до последнего, но в то же время не может до конца его принять. На мой взгляд, это очень страшная пьеса. Страшная именно тем, что, пожалуй, Калигула – единственный персонаж в истории и в драматургии, дошедший до конца в своем богоборчестве и в отрицании жизненного смирения. И возвел себя на пьедестал бога. Этим она страшна, как монолог, который читает Цезония – пылающая, беспредельная, бесчеловечная, но такая земная."

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: "Хоть у Маши и был опыт работы со сложными режиссерами, тем не менее для меня она в этой роли – просто открытие, я увидел ее совершенно по-другому. Конечно, мне очень важно наше партнерство. Но и у всех ребят был шанс, и многие его использовали.

Судя по тексту, это актуально всегда. Это касается и власти, и просто человека – его сердца, выбора, пути – пути человека у власти, который не хочет смириться с природой. Честно говоря, это даже не богоборчество. Это позднее началось. Если говорить про Калигулу, то он в это время был на стыке эпох – тогда только создавалось христианство. Поэтому в спектакле нет какой-то одной главной темы, там очень много тем.

Мы все время стараемся придумать себе сложную жизнь, поэтому приглашаем к себе режиссеров, с которыми мы узнаем что-то новое для себя, новый театр и новый взгляд на театр. Наши последние постановки – это и американская драматургия и каталонская, которую мы не знали. Например, последний спектакль, черная комедия "Киллер Джо" – это вообще стиль Тарантино. У нас в России в театре это большая редкость. Мы ищем. Някрошюс для нас, безусловно, великий режиссер, который заставил нас подняться на новую ступень. Это было тяжело технически, потому что мы на одной ноге стоим – театр не открыт после ремонта, еще не все слажено. Тем не менее, мы это опыт выдержали."