СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

2001-2010

ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ, КОМПОЗИТОР:

...
— Все началось со знакомства с режиссером Николаем Рашеевым. Он приехал из Киева, поговорил со мной, оставил нам с Юликом Кимом сценарий (предполагалось, что Ким, как всегда, напишет тексты песен). Сценарий нам не понравился. Хотя режиссер мыслил интересно и остро. Однако позже я все его идеи принял и стал придумывать музыкальный материал. А Ким продолжал сопротивляться. Как я "дожал" его? Вот характерная новелла. У меня уже готова была музыка "Марша четвертой роты" и я очень хотел, чтобы Ким написал к этому маршу стихи. И вот однажды появляется Юлик вместе со своим приятелем, кандидатом в мастера спорта по шахматам Гусаровым. Ким говорит: "Мы с Гусаровым выпили бутылку старки, вот тебе стакан (для уравнивания шансов), и если ты выиграешь подряд четыре партии – обещаю написать все тексты к "Бумбарашу". Я выпил старку, сел играть и вскоре выиграл все четыре партии. Потом появился Ким, напевающий две строки:

Ничего, ничего, ничего!
Сабля, пуля и штык – все равно!


Правда, потом он переделал единичный "штык" в "штыки"... На следующий день песня была доведена до конца. Мы работали дальше, съемки происходили в городе Каневе. Там же Ким буквально за 20 минут настучал на портативной пишущей машинке текст песни "Ходят кони...". На роль Бумбараша первоначально предполагался Михаил Кононов, но я в это время был под впечатлением спектакля "Живой" в Театре на Таганке, где главную роль играл Валерий Золотухин. И этот сплав – Таганка с Золотухиным, наши с Кимом приключения, молодая и вольная жизнь – все это и родило интонации "Бумбараша". ...
Аркадий Петров
privatelife.ru, 2005

ЮЛИЙ КИМ, АВТОР ЛИБРЕТТО:

...
— В 1992 году "Табакерка" тоже решила обратиться к этой теме, и вся пьеса была переписана. Фактически я заново сам написал либретто. Вот там, можно сказать, идет мюзикл, непрерывная стихотворная речь, то она народная, балаганная, то она в строгом классическом ритме, так она перетекает в вокал и вытекает из него. Там звучит много-много песен. Это сильно отличается от кино. Если в кино и предыдущих театральных постановках Бумбараш все-таки приходит к красным, то здесь он остается один на один на братоубийственном поле битвы, где вповалку лежат и красные, и белые, и все его близкие, все вокруг него. Он стоит в одиночестве, как на картине Верещагина. Действует это очень сильно, в 1992 году так близко запахло гражданской войной, что эта тема была актуальна и близка людям. ...
premera-veka.kherson.ua

ДМИТРИЙ БРОДЕЦКИЙ, АКТЕР:

...
— В 1993 году весь мужской состав курса задействовали в спектакле ... . Это была вторая режиссерская работа Машкова, но к тому времени он являлся крепкой режиссерской единицей, силой. Он знал, чего хотел, и с ним было интересно. До сих пор те, кто с нашего курса попали в "Табакерку", играют в этом спектакле. Этот спектакль – талисман, и даже если у тебя в нем маленькая роль, в голову не приходит уйти, попросить себе замену. Слава Бойко – очень занятой и много снимающийся человек – до сих пор приходит играть свою небольшую роль. ...
Интервью Фила Резникова
Театральный подвал №7, 03.2010

ВИТАЛИЙ ЕГОРОВ, АКТЕР:

...
— Там каждый видит то, что хочет видеть. В спектакле преследуется одна идея: если люди из одной семьи – тот же Бумбараш , тот же Гаврила, родные братья – начинают воевать между собой, то гибнут оба, потому что жить, существовать можно только вместе, сообща. В этом, я думаю, политичность этого спектакля. ...
Интервью А. Томской
Театральная афиша, 05.03.2001

... — Первая большая роль — это, конечно же, Левка в "Бумбараше". От нее я получил и до сих пор получаю огромное удовольствие. Мне все нравилось, особенно репетиции, атмосфера работы над спектаклем. Я помню свое ужасное состояние на следующий день после премьеры, когда я понял, что не надо идти на репетицию. У меня была депрессия. До сих пор мы с Женей Мироновым сидим рядом в гримерке, когда у нас "Бумбараш". А если ездим на гастроли, то тоже просимся в одну гримерку, настолько сильно живет воспоминание о том счастливом времени, когда мы работали над "Бумбарашем". ...
Интервью Жанны Филатовой
Театральная афиша, 01.02.2005

... — Курс наш был замечательным... ... Спустя пятнадцать лет мы по-прежнему встречаемся. ... Не знаю, чем это объясняется: то ли тем, что курс был действительно дружным, то ли тем, что на третьем курсе Володя Машков взял всех пацанов в спектакль "Страсти по Бумбарашу". Возможно, это еще больше всех сплотило. До сих пор в "Бумбараше" играют и Андрюшка Савостьянов, и Димка Бобров, которые в "Табакерке" уже не работают. ... У меня ощущение, что позавчера выпустили. Или вчера. Ощущения, что играем так долго, нет. ...
Интервью Фила Резникова
Театральный подвал №5, 01.2010

... — Как все начиналось? Нас всех стали распределять на роли бандитов, красноармейцев, а мне досталась роль Левки. Не знаю как, может, Вова Машков узнал, что я пою, и решил, что я подхожу на эту роль. Я очень волновался, очень. Был какой-то мандраж: "Лишь бы не опозориться, иначе – все!", была огромная ответственность. Левка – это моя первая роль, можно считать "боевым крещением", это знакомство с театром, хотя и до этого мы играли, бегали в массовке, изображая солдат в "Матросской тишине" и "Билокси Блюзе"(Сережа Угрюмов, Митя Бродецкий, Дима Бобров, Андрюша Савостьянов). И до сих пор роль Левки остается самой любимой. ... "Страсти по Бумбарашу" – это живой организм, кто-то уходит, кто-то вводится на роли, мы всегда постоянно и серьезно репетируем, распеваем и занимаемся хореографией. Сережа Беляев очень тщательно за этим всем следит. За счет такого серьезного отношения спектакль и держится столько лет. Ведь мы играем для вас, дорогие зрители. Без вас, без вашего внимания, без ваших эмоций наш спектакль не игрался бы на таком постоянном подъеме каждый раз! Уже после спектакля в театре созванивались с Вовкой, который сейчас находится в Одессе на съемках, поздравляли его с днем рождения и с юбилейным спектаклем. Во время спектакля ощущалось, что в зале присутствуют свои люди, атмосфера была просто потрясающей. И очень трогательной. Я лично готов играть и 300-й спектакль! Мы подсчитали, и выяснилось, что со времени премьеры спектакля нас, сыгравших ровно 200 спектаклей, осталось всего-то шесть человек: Женька Миронов, с которым мы сдружились с тех самых пор, Сережа Беляев, Митя, Смоляков, Оля Блок и я... Большая жизнь началась с этим спектаклем, мы все познакомились и стали друзьями. Поэтому к этому спектаклю у меня трепетное отношение. ...
vitaliy-egorov.ru, 29.11.2006

СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ, АКТЕР:

...
— Помню, на 30-летии Владимира Машкова мы "расстреливали" его прямо на глазах у публики, пришедшей на спектакль ... , а он потом поднялся, и на рубашке его из "пулевых отверстий" горела цифра 30. ...
Интервью Ольги Фукс
Вечерняя Москва №35, 28.02.2007

... — Когда мы с Женей Мироновым поем "Ходят кони над рекою" и Женя плачет, то даже когда я этого не вижу – чувствую. Мы играем этот спектакль только на большой сцене, можно симулировать, но когда видишь Женьку – чистого артиста, гениального! – можно зареветь, заразясь. ...
Интервью Светланы Поляковой
Культура, 28.06.2006

... — Когда я узнал, что [Машков] собирается ставить "Бумбараша", начался мандраж: я там должен быть и так далее. Он дал мне роль Гаврилы и как-то легко и быстро все поставил. У него все так и происходит: качественно, быстро и весело. Удовольствие от репетиций не меньше, чем от самих спектаклей.

— Спектакль идет уже 17 лет. В чем, на Ваш взгляд, причина его популярности и такого долгожительства?

... Это заслуга и Жени Миронова, и Виталика Егорова, и Ольги Блок, и Михаила Хомякова, и Угрюмова, и Бродецкого, и меня – всех, кто остался из первого состава. Этот костяк держит спектакль.

— А по-человечески... Не надоело играть?

— Нет.

— Кроме того, что Вы играете одну из главных ролей, Вы являетесь ассистентом режиссера. В чем Ваши основные обязанности?

— Следить, чтобы спектакль не развалился. Артисты бывают разные, и иногда кого-то начинает уносить в сторону. Импровизация тоже имеет какие-то рамки... Я не считаю своей заслугой, что спектакль продолжает идти. Театр – вещь коллективная, как говорит Олег Павлович. ...
Интервью Фила Резникова
Театральный подвал №10, 06.2010

АНАСТАСИЯ ЗАВОРОТНЮК, АКТРИСА:

...
— Всю жизнь буду благодарить Володю Машкова за приглашение, которое стало моей судьбой. Взять студентку на такую большую роль... Конечно, это был для меня аванс. Позже я играла большие роли и в других спектаклях, но эта запомнится навсегда. Когда мы все вместе работали над "Бумбарашем", мы были так счастливы, это было такое необыкновенное время! Все были захвачены немыслимой энергией Машкова. Он этот спектакль выстраивал, соединив все жилы каждого из участников в одну кровеносную систему и сам напитывал ее буквально своей кровью. Сегодня этот спектакль смотрится уже не так. Но если на спектакль приходит Володя, все работают с таким подъемом, с такой почти истерической радостью... К сожалению, он появляется крайне редко, он не любит смотреть свои спектакли, он их ставит и как бы отпускает на волю: он родил ребенка, а дальше пусть это дитя самостоятельно существует, сам же Машков сосредоточивается на новой работе. Я думаю, что опыт "Бумбараша" останется в каждом из участников на всю жизнь, какую бы роль, пусть самую маленькую, он потом ни исполнил. Маленький кусок жизни, прожитый рядом с таким необыкновенно талантливым человеком, освещает тебе дорогу надолго, хотя в нашем театре очень много талантливых людей. ... Женя Миронов просто блестящий актер. Иногда, если ты в какой-то сцене или в диалоге "провисаешь", у меня такое ощущение, что он берет тебя и вытягивает, помогает вернуть нормальное сценическое самочувствие, хотя внешне ничего особенного при этом не делает. Это необыкновенный талант, и еще я люблю его за необыкновенные человеческие качества. ... В "Бумбараше", например, с Евгением Мироновым у нас бывают такие минуты, когда мы сидим и молча смотрим друг на друга, и мне кажется, что он болен мной, а я больна им. Но это театр! Это игра, которая создает атмосферу свободы и непосредственности. ...
Театральная афиша, 08.11.2002

... — Очень люблю этот спектакль, который до сих пор идет в "Табакерке". Люблю людей, которые участвовали и участвуют в нем. ... Талант [Володи Машикова] – на уровне гениальности. А Женя Миронов! Какое трудолюбие, душа, глубина! Два актера, которые наделены таким талантом и по-настоящему дружат... Нет ни зависти, ни духа соперничества. Меня это восхищает в людях. Я даже не задумывалась о своем собственном успехе в спектакле, потому что было настоящим счастьем просто находиться внутри него. Мне это постановка снится до сих пор. ...
crap.ucoz.ru, 03.12.2008

... — Это ли не счастье – работать бок о бок с Женей Мироновым? Он – обыкновенный гений, который живет среди нас. До него допрыгнуть невозможно! При этом скромности невероятной, доброты, никогда, как говорят артисты, одеяло на себя не тащит. А Володя Машков? Это такой искрометности дарование! Это человек-театр! ...
Интервью Людмилы Соколовой
Государственная дума

... — Я знаю, что Вы и... Женя Миронов Вам что-то продюсировал, и Володя Машков – Вы с ним дружите, да, и работали вместе?

— Да, вот первая моя работа в театре Табакова, это был как раз спектакль Вовы Машкова "Страсти по Бумбарашу". И меня Женя не продюсировал, просто он помогал, так сказать, мне... Ну, не то, что помогал, мы с ним вместе репетировали. Хотя он мне помогал всегда и везде и во всем. Потому что он человек такой уникальный. Вот. Он меня просто привел с курса Авангарда Леонтьева, Женечка, и сказал: "Вот ты можешь попробоваться на эту роль". И я попробовалась. Там репетировала актриса, но что-то не очень складывалось. И вот уже в конце практически этого проекта, там два месяца оставалось до премьеры, и вот мне дали такую возможность. 40 минут репетиции. Я была мокрая как мышь, похудела килограмма на два. Но я сделала все, что просил Володя, в процессе этой репетиции. И дальше все получилось. И очень люблю эту роль. И жаль было с ней расставаться. Это самая любимая роль.

— Как вы так пересеклись? Машков-то уже сто лет, кажется, как и на экране, и в театрах, уже, наверное, забыл, когда играл.

— А они однокурсники с Женей Мироновым. Женя преподавал у нас на курсе уже. Потому что когда они заканчивали, они как раз 5 лет учились, а мы только поступили. ...
Интервью Элины Николаевой
Эхо Москвы, 14.11.2004

... — Меня буквально за руку привел Володя Машков на роль Вари. ... Помню, Женя Миронов взял меня за плечи и сказал: "Это твой шанс остаться в театре. Или ты делаешь эту роль, или..." Я в это время заканчивала театральный институт. Премьера была 13 мая. Выложилась до последней капельки. Не знаю, хорошо это было или плохо, но меня взяли в "Табакерку". Я преданно служила театру, любила его и всех, кто там работал. Школа мощнейшая! ...
Интервью Таисии Бахаревой
Факты и комментарии, 17.11.2005

... — Я, конечно, очень надеялась, что останусь в "Табакерке" – а попасть туда, скажу я вам, было просто нереально. Был такой худсовет в "Табакерке" – четыре "М": Машков, Миронов, Мохов и Марин. Они сначала одобрили мою "Варю", а после премьеры Бумбараша мне сразу же предложили участвовать и в других спектаклях. ... "Страсти по Бумбарашу" ... до сих пор так и остается моим самым любимым спектаклем. Мне кажется, другого спектакля, который для меня столько бы значил, уже никогда не будет. Такое бывает только раз в жизни: это и юность, и восторженный трепет перед сценой, и осуществленная мечта, сбывшиеся детские грезы. Со мной рука об руку работали лучшие актеры. Гастроли, разные страны, новые впечатления. И то беззаботное ощущение, которое бывает только в юности: что вся жизнь впереди и что еще есть куча времени для того, чтобы помечтать, еще можно на что-то надеяться, во что-то верить... И как будто вот-вот, еще капельку, и все получится. Все-все. ...
"Я – Настя!", 2010

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ, АКТЕР:

...
— С Володей Машковым... Тогда я еще был совсем маленький, мне было лет 20. Мы выпускали "Страсти по Бумбарашу", и то там мои маленькие находки Володя оставлял, и ему нравились придуманные, совершенно необычные вещи, рождающиеся в процессе репетиций. Хотя Володя резкий режиссер, он тоже заранее знает, чего он хочет, и всегда этого добивается. ...
Персона

... — "Страсти по Бумбарашу" ... – первая моя работа в театре. ... Спектакль Владимира Машкова, серьезный и мощный, который шумел в свое время и до сих пор идет с неизменным успехом. ... Потом меня заменил Дениска Никифоров. ... Мы ощущали себя артистами Театра Олега Табакова, но участие в спектакле еще не означало, что мы уже в театре. Со спектаклем мы ездили и в Канаду, и в Австрию еще в студенческие годы. В 1992 году мы начали репетировать, в 1993-м спектакль вышел. ... В "Бумбараше" мы все-таки были неким "гарниром"... Бандитам, кстати, больше повезло, потому что у каждого был свой образ, тогда как красным повезло куда меньше: там все были с усами (так Володя Машков придумал) и, в начале, в противогазах. Их просто не было видно. Мы все время им сочувствовали, потому что в противогазах они работали на износ, а потом их гримировали, и они носили усы. У нас же в банде каждый был личностью и у каждого был свой костюм. У меня был шикарный гусарский костюм и сапожки. Причем сапоги были сделаны раньше, на другой спектакль, для Владимира Машкова. И когда подбирали обувь, обнаружилось, что у меня самая маленькая нога – 39-й размер. Оказалось, что у Володи тоже 39-й, и мне из загашников достали сапоги, которые он никогда не надевал. В них я играл в "Бумбараше"... В общем, выглядели мы шикарнее, чем красные. И играть нам нравилось, но все равно это были маленькие роли, хотя я и пел романс с Ольгой Ивановной Блок-Миримской и произносил небольшой монолог, чем очень гордился. ...
Интервью Фила Резникова
Театральный подвал №4, 12.2009

ОЛЕГ ТАБАКОВ, ХУДРУК ТЕАТРА:

... — Какие спектакли для Вас самые дорогие в этом "намоленном" месте?

— Трудно выбрать. Может быть, это "Билокси Блюз", идущий уже двадцать два года, "Страсти по Бумбарашу" Володи Машкова – спектаклю скоро семнадцать. В нем и состав практически не менялся. Мне вообще кажется, что при всем очевидном и недооцененном актерском таланте Володи его главный талант – театральная режиссура. Я не осуждаю, ничего не поделаешь, жизнь есть жизнь, и она складывается у одного так, у другого иначе, но каждый спектакль, поставленный им, – это была езда в незнаемое, и всегда как результат – удивляющее и нечто фантастическое. ...
Интервью Марины Зельцер
Театральный подвал №10, 06.2010