ВЛАДИМИР МАШКОВ: РЕЖИССУРА – ОДНА ИЗ САМЫХ СТРАШНЫХ ПРОФЕССИЙ

Газета "Семь дней в Новосибирске"
Елена Дуда

Любителям емкой формулы "страна должна знать своих героев" иногда обидно: наша страна своих героев знать хочет, но не всегда может. Где-то там, далеко, проходят кинофестивали, снимаются фильмы, которые никто не видел, загораются новые звезды, о которых можно узнать исключительно из газетных статей. Отечественное кино, как легендарный град Китеж, исчезло неизвестно куда.

Знаете ли вы, кого на последнем "Кинотавре" назвали новым российским секс-символом? Владимира Машкова – киноактера и молодого режиссера Московского театра-студии Олега Табакова. За роль в фильме Дениса Евстигнеева "Лимита". Владимир уверял, что уж этот-то фильм обязательно появится в нашем кинопрокате. Может быть. А может, разделит судьбу другого фильма с его участием – "Подмосковные вечера" Валерия Тодоровского (фильма-призера Каннского фестиваля, уже проданного за рубеж).

Сибирь тоже должна знать своих героев: когда-то Владимир Машков учился в Новосибирском театральном училище у Владимира Граната и Станислава Горбушина.

До приезда Машкова с театром Табакова в Новосибирск мало кто знал о появлении новой кинозвезды и тем более о режиссерских поисках Владимира. Здесь самое время рассыпаться в традиционных благодарностях нашей филармонии – организатору гастролей театра, а заодно и "Инкомбанку", без помощи которого артисты смогли бы уехать не дальше границ Московской области.

В двух привезенных спектаклях ("Страсти по Бумбарашу" и "Звездный час по местному времени") Владимир Машков выступает только как режиссер, хотя доподлинно известно, что в других спектаклях он играет сам, как и полагается актеру, за спиной которого еще и курс Олега Табакова в школе-студии МХАТ.

— Актер и режиссер? Это безусловно две разные профессии. Когда я на сцене – включаются определенные клавиши, от зрителей идет энергия, которой актер как бы подпитывается. Режиссер делает все на репетициях, а на спектакле стоит, как полководец, который видит, что происходит, но не в силах ничего изменить. Иногда во время спектакля хочется крикнуть: "Стоп! Сначала!". Но это же невозможно. На протяжении всего спектакля нормальное состояние режиссера – тахикардия, если Вы знакомы медицинскими терминами. Температура тела – 34°, кровообращение дикое. Режиссура – одна из самых страшных профессий, после, наверное, летчиков-испытателей.

— Поэтому режиссерскую и актерскую работу так трудно совмещать?

— Я никогда их не совмещаю. Быть играющим тренером невозможно!

— В Ваших спектаклях играют одни и те же актеры?

— Да, как ни странно, причем все те, с кем я делал свой первый спектакль "Звездный час". Мне кажется, что актеры – такие уникальные существа, которых надо беречь. Я предпочитаю с ними не расставаться. У нас крепкая труппа и масса замечательных артистов, ставших звездами: Евгений Миронов, Ольга Блок, Виталий Егоров. Многие артисты закончили школу-студию МХАТ и Табаков пригласил их в свой театр.

— Олег Табаков как худрук вмешивается в Ваш творческий процесс?

— Никогда. Конечно, он – Учитель. Он делает великую вещь: дает дорогу молодым актерам и режиссерам, но за всю историю постановок трех моих спектаклей он никогда не мешал моей самостоятельности. Уже одно то, что он дает добро на постановку в театре, – высшая его оценка.

— Судя по репертуару, Вы не боитесь римейков. Ведь за Вашими спектаклями стоят фильмы "Бумбараш" и "Облако-рай"?

— То, что Вы называете модным словом "римейк", никак не применимо к моим спектаклям. "Бумбараш" – совсем другая история. Источником спектакля "Звездный час" был не фильм Коли Досталя, а пьеса Гора Николаева, написанная в 1978 году, но запрещенная из-за некоторых политических аллюзий. Потом автор ее немного переделал и она легла в основу нашего спектакля.

— Есть ли творческая формула режиссера Машкова?

— Есть. Зритель должен быть ошарашен с первых секунд спектакля. Нужен эмоциональный удар.

— Напоследок – о двух фильмах-призерах. Вдруг не удастся посмотреть.

— "Лимита" – это история о "новый русских". Два компьютерщика приезжают в Москву заниматься бизнесом. Со ста двадцатью рублями в кармане и банкой кизилового варенья. Их поэтому и зовут лимитчиками. Один из них, Иван (которого играю я), "открывает" дискеты – за большие деньги, а его друг работает в банке и "закрывает" дискеты – за маленькие деньги. Дальше начинается жуткая история – но о ней я не хочу рассказывать, иначе будет неинтересно. "Подмосковные вечера" – совместный российско-французкий проект, уже купленный зарубежными фирмами – это вариации на тему Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".

— Какие планы на будущее Вы строите?

— Еду сниматься в Португалию, но в каком фильме – пока секрет. Буквально неделю назад мы сдали спектакль "Смертельный случай" – пьесу о цирке, о клоунах, о театре, большое шоу со страстями, со слезами, с любовью. Наверное, это тоже будет премьера-шлягер.

— Вы довольны собой?

— Мне тридцать лет. У меня еще много времени.