ПЕТЕР ШТАЙН БОИТСЯ СТАВИТЬ "ГАМЛЕТА"

Газета "Коммерсантъ" №140
04.08.1998
Павел Сигалов
(по материалам пресс-конференции)

Но начал его репетировать в Москве

"У меня нет никакой концепции", – честно предупредил вчера утром выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн московских актеров, выбранных им для участия в спектакле "Гамлет". Свидетелями этого признания стали два десятка журналистов: перед началом репетиций режиссер дал короткую пресс-конференцию в здании ИТАР-ТАСС, где проведет первый из двух отведенных на репетиции месяцев.

Собственно говоря, никакой пресс-конференции не было. Приехавшего позавчера в Москву Штайна предъявили телекамерам, он сказал несколько приветственных слов диктофонам, после чего журналистов попросили удалиться, дабы режиссер и актеры могли начать, как принято говорить за кулисами, сокровенное таинство театральной репетиции.

Впрочем, Штайн будет не столько священнодействовать, сколько напряженно трудиться. Ритм работы над "Гамлетом" решено сверять с европейскими, а не с российскими стандартами: на все про все выделено два месяца, и премьера шекспировской трагедии должна состояться уже в начале октября на сцене Театра Российской армии. Подмостки театра-звезды Штайну хорошо знакомы. Несколько лет назад он поставил там "Орестею" Эсхила, и уже тогда поразил неторопливых россиян своими темпами, восьмичасовой спектакль был поставлен за четыре месяца. Трезвый немецкий режиссер тем не менее отдает себе отчет в том, что русские не слишком подготовлены к европейской методике.

Однажды, отвечая на традиционно задаваемый ему вопрос о разнице исполнительских манер а Германии и России, Штайн ответил: "У русских актеров особое отношение к театру. Они дают понять, что по-настоящему могут жить только на сцене, а без сцены не могут жить вообще. В Европе этого нет. Я думаю, у русских это объясняется каким-то религиозным чувством. Не надо делать вывод, что в России все могут сыграть великолепно. Тут есть большие опасности: пережать, впасть в банальность. Кроме того, у русских большие сложности с пониманием современных драматургических структур. У них больше – в сердце и меньше – в голове".

Тем не менее актера, способного сыграть Гамлета, Штайн нашел именно в России. Отвечая в начале этого года на вопрос "Коммерсанта" (который первым сообщил о планах постановки), режиссер объяснил, что решающим условием для постановки этой пьесы он считает не наличие интересной концепции, а наличие конкретного актера. Таковым Штайну, который, по собственному признанию, очень боится "Гамлета", показался Евгений Миронов. Вчера немецкий мастер назвал еще одну причину, по которой он, никогда раньше шекспировскую трагедию не ставивший, согласился заняться ею с русскими: "Я ведь не буду понимать, что говорят актеры"...

Вообще Штайн был расположен шутить и охотно прогуливался перед камерами. На вопрос, кто сыграет Офелию, он ответил, что она "сошла с ума и потерялась в степи". Оказалось, что Чулпан Хаматова, которая, собственно, и сыграет эту роль, застряла на натурных съемках у Бахтияра Худойназарова и потому на первую репетицию опоздала. О цене проекта славящийся среди европейских коллег своими гонорарными аппетитами Штайн высказался более определенно и очевидно кокетливо: "Совсем чуть-чуть. Одна марка восемьдесят пфеннигов". То-есть, один доллар.

В отличие от Штайна руководителю проекта Валерию Шадрину было не до шуток. Не успев рассчитаться с долгами Чеховского фестиваля, его директор уже начал шекспировский проект. И больной вопрос о деньгах попросил до поры до времени не поднимать: "Мы еще сами не во всем разобрались". С идеей постановки пока тоже не все ясно. "Нет концепции", – нежно рявкнул по-русски актерам Штайн.

Пока известно только то, что зрители будут сидеть прямо на сцене Театра Армии, на трибунах, вокруг небольшого квадратного помоста, напоминающего боксерский ринг. Макет будущей игровой площадки специально для первого месяца репетиций соорудили в конференц-зале ИТАР-ТАСС, что дало возможность директору агентства Виталию Игнатенко гордиться причастностью к проекту.

"Тассовская" мизансцена больше напоминала кинопремьеру, чем начало театральных репетиций. Актеры выстроились в дугу за спиной Штайна. Сам он не преминул заметить, что исполнителям придется трудно, ведь зрители будут сидеть со всех сторон, и спрятаться за чужие спины персонажам "Гамлета" не удастся. Все будут на виду у всех.