И ВНОВЬ ЩЕЛКУНЧИК

teatr-kino.ru
Светлана Верхоланцева

Разобраться в запутанном сюжете сказки Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" современному ребенку довольно трудно. То ли дело – советский мультфильм ("Щелкунчик"; Союзмультфильм, 1973 г.), где ясен и прост благородный принц, решительна девочка-служанка, возмущенная, что бездумный мальчишка калечит несчастную игрушку. И главное, там есть ощущение полета и счастья под чарующую музыку Чайковского, на которую создатели мультфильма не пожалели ни времени, ни места.

И хотя творческий успех анимационной фантазии режиссера Бориса Степанцева и художника Анатолия Савченко в России совершенно очевиден, сказку о самоотверженности и любви, превратившей уродливую куклу в красивого принца, вновь экранизировали на новый лад.

Трудно сказать, какой нравственной задачи придерживалась создатель российско-германской версии режиссер Татьяна Ильина ("Щелкунчик"; Аргус Интернейшнл, 2004 г.), которая долго искала подходящий сценарий и, наконец, из самых разных зол выбрала, что называется, меньшее. Но музыкальное оформление и известные персонажи являются полными антиподами как классической сказки Гофмана, так и творческого создания своих предшественников.

Так, главный герой в этой ленте представлен вздорным, капризным принцем, обращенным в безликое существо с огромной головой при тоненьких, ломких ножках. Немецкую девочку Мари заменяет дочь петербургского богача, девочка Маша. Беспардонный и жестокий мутант Мышиный король трансформировался в физически нормального грызуна с самозванным требованием на королевский престол и двумя подданными небольшого ума, готовыми отправиться за ним на край света. А от музыки великого композитора остались жалкие обрывки среди мельтешащих сцен странствий, балов и драк.

Важным отличием сказочных героев Ильиной от персонажей Степанцева является то, что здесь нет ни совершенно "хороших", ни однозначно "плохих". Тем более что осуществить задуманное, кажется, достаточно легко: надо только расколоть волшебный орех в кукольной стране.

Бессвязный и сумбурный мир этого странного места в творческом эксперименте Татьяны Ильиной ничем не похож на сказочное королевство в обычном понимании слова. Среди елочных шаров и мишуры соперники и враги, жестоко отталкивая друг друга, пытаются добраться до заветного ореха, пока не пробили часы.

Между тем твердый орех – всего лишь испытание. Всего лишь только повод, чтобы стать игрушкой более коварных сил или, наоборот, проявить храбрость, сострадание и любовь. И когда Она, очнувшись от своих грез, и Он, преодолев эгоизм и страх, кинутся друг другу на помощь, вы, может быть – перед самым концом полнометражного фильма, – ощутите мудрость и величие победы добра.

Но для того чтобы осознать прекрасную идею, надо еще пробраться сквозь горы пестрого детального сора, вздорную болтовню мышей, игрушек и людей, а также – через ряд Машиных кошмаров в виде новых для нас, но явно позаимствованных у Диснея эффектов. Да и попытка аниматоров привлечь к делу знаменитых "звезд" отечественной классики в лице деда Мазая с его зайцами и Золотого петушка ясность в содержание ленты, увы, не вносит.

Так что придется ли этот мультфильм по душе зрителям, облегчив ребятам восприятие рождественской фантазии Гофмана, еще вопрос. Ибо торжествующее добро в детской сказке все-таки должно представляться добром, а не заранее оговоренным актом. Зло – злом, а не мелкой дрязгой сомнительного претендента на власть. А любовь – любовью, а не ярким товаром, продающимся в игрушечной лавке.