"ЩЕЛКУНЧИК". РЕЦЕНЗИЯ

prodisney.ru
15.11.2004
Алексей Кобелев

Помнится, на заре становления молодого российского кино было модно снимать фильмы о той счастливой России, которая была потеряна в бурях Октябрьской революции и Гражданской войны. Российские кинематографисты не могли надышаться тем свежим воздухом свободы, который давал силы снова и снова обращаться к ушедшей благородной, богатой, благополучной эпохе. Апогеем монархической ностальгии стал, бесспорно, выдающийся "Сибирский цирюльник", который, казалось бы, поставил жирную точку в теме "России, которую мы потеряли". Но мода на фильмы, действие которых разворачивалось до Революции, как ни странно, не прошла до сих пор – достаточно вспомнить тот же "Всадник по имени Смерть" или многочисленные псевдоисторические телесериалы. Вот и новые российские полнометражные мультфильмы в той или иной степени следуют этой уже изрядно поднадоевшей практике. Особенно это относится к "Щелкунчику", в котором откормленные дети разъезжают по балам и играют в дорогие игрушки. Такой подход можно было бы проглотить, если бы эта приторность не была настолько шаблонной. Впрочем, "Щелкунчик" шаблонен во многом – штампы и заимствования проявляются на протяжении всего мультфильма. Но пора и честь знать, пройду по пунктам обвинения.

Каюсь, я посмотрел "Щелкунчик" на видео, благо, что на лицензионном видео мультфильм появился уже через неделю после кинопремьеры. А желание знакомиться со свежей работой российских художников на большом экране отбил рекламный ролик ленты, увиденный мною перед сеансом "Не бей копытом". Слишком уж явно обнаруживались многочисленные недостатки картинки, причем особенно бросалась в глаза рваная структура контурного рисунка. Как бы то ни было, мне приятно отметить, что на экране телевизора контур показался вполне гладким. Впрочем, на этом приятности закончились.

Мне субъективно тяжело было воспринимать происходящее на экране. В первую очередь из-за раздражающего снега, который густо, но плоско и однообразно сыпал в доброй половине мультфильма. Этот цифровой эффект, наверное, был так дешев, что авторы картины с удовольствием применяли его снова и снова. Однако, в отличие от снегопадов в таких лентах, как "Балто", "Анастасия" или "Мулан", цифровое подобие твердых осадков в "Щелкунчике" не столько добавило деталей картинке, сколько внесло изрядное число помех, мешающих просмотру.

Из-за снега далеко не сразу удалось разглядеть дизайн персонажей и особенности их анимации. Впрочем, разглядывать особенно оказалось нечего – персонажи аляповатые и безвкусные, а их анимация манекенная и излишне театральная. Особенно мерзкими мне лично показались мыши и придворные Принца. Однако не буду долго рассусоливать проблемы визуального ряда мультфильма, которые и так на лицо, тем более что главными бедами "Щелкунчика" являются не они.

Мне не понравилось озвучивание героев картины. Дроссельмейер не говорит, а нашептывает, голос Маши – слабый, беспомощный и заискивающий. Наконец, совершенно непонятна логика выбора Евгения Миронова на главную роль – его голос в мультфильме не вызывает ничего, кроме омерзения от неестественности звучания. Также ничего не добавляют своим ролям и другие "знаменитости" – юмористы Шифрин и Гальцев.

Другими серьезными проблемами "Щелкунчика" стала слабость сценарной проработки – для перечисления слабостей сценария и сюжетных дыр не хватит пальцев рук, – а также излишняя затянутость ленты. Так, если создателям "Красавицы и Чудовища" понадобилось всего две минуты пролога, чтобы статичными картинами рассказать завораживающую историю заколдованного Принца, то авторы "Щелкунчика" разыгрывали спектакль Дроссельмейера непозволительно долго, и при этом, что важно, так и не добились выразительности или хотя бы ощущения драмы. Сценаристы картины не смогли также придумать, что делать с второстепенными персонажами, например, Толстый и Длинный мыши (и, кстати, брат Маши – Николка) получились типичными надоедливыми помощниками, для которых у американцев даже есть точный термин – "annoying sidekicks".

По сути, лишь финальная песня в титрах "Щелкунчика" выгодно отличила работу студии "Аргус" от незабвенного "Карлика Носа", в остальном же эти мультфильмы стоят друг друга. Кое-в чем "Щелкунчик" даже проигрывает "Карлику". Например, достаточно коснуться того пласта содержимого мультфильма, который предназначен собственно детям. "Карлик" щедро осыпал малолетних зрителей тупыми и топорными шутками, смешными падениями, тумаками и ударами. "Щелкунчик" же не смешон ни на каком уровне. Даже к плоским остротам мышей я лично остался равнодушен. Как и ко всему мультфильму.