СКАЗКА О ДЕРЕВЯННОМ СЕРДЦЕ

sqd.ru
05.11.2004
Алексей Копцев

Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям.
Э.Т.А. Гофман, "Щелкунчик"


Мне снова снятся цветные сны. Марципановые замки и цукатовые рощи. Румяные гренадеры и фарфоровые пастушки. Огромная, до самого неба, елка и на самой ее вершине золотой орех Кракатук – солнце этого счастливого мира. И дело не в том, что я сменил новопассит на кое-что более содержательное. Причина перемен – в новом отечественном мультфильме "Щелкунчик", премьера которого состоялась 28-го октября. Аниматорам стали платить зарплату, и они нарисовали первую рождественскую сказку в истории российской мультипликации.

Прежний мультик про Щелкунчика был светским. Удивительным, поэтичным, но утратившим первоначальный смысл сказки Гофмана. Ведь у Эрнста Теодора героем был не просто заколдованный принц, а гордец, отказавшийся от дара и наказанный за свою жестокость деревянным сердцем. Страшные эпизоды из балета выкинули, оставив только волшебство да танцы, а потом вдохновленные спектаклем советские мультипликаторы сделали мультфильм. Без Дроссельмейера и христианской морали.

Но сейчас верить снова стало модно, и церковные праздники вернулись в календарь. И к ним тоже должны прилагаться соответствующие фильмы. В Новый год мы смотрим "Иронию судьбы". А что смотреть в Рождество? Скорее всего, нового "Щелкунчика". Мультфильм сразу же позиционировался как нечто совершенно новое, доселе невиданное. Ходили жуткие слухи о сотрудничестве с Rammstein и многомиллионном бюджете. Сроки выпуска постоянно сдвигались, проект стал еще одним российским "долгостроем". Но случилось, дожили. Смотрим и радуемся.

Звенят хрустальные колокольчики. Это карета мастера Дроссельмейера. Вместо лошади – Золотой петух, а на закорках – три маленьких мышки. Мышиный король и его верные слуги – толстый и тонкий.

Дроссельмейер едет в Санкт-Петербург, чтобы найти девочку, способную превратить деревянное сердце в настоящее. Ту, что отважится на опасное путешествие за орехом Кракатук и сможет искренне полюбить Щелкунчика.

В городе тем временем идет подготовка к Рождеству. Румяные дворники ставят елки, жители украшают свои жилища. И все, совершенно все ждут чуда. Особенно юная Маша и ее брат Николка. И чудо происходит.

На заснеженной площади – лавка с игрушками. Мастер Дроссельмейер приглашает детей за подарками, а заодно рассказывает им сказку о злом принце, превращенном в куклу-уродца – Щелкунчика, расколдовать которого может только добрая девочка с горячим сердцем. Такая, как Маша. Ей теперь нужно одолеть Мышиного короля, его тетку Мышильду и ее страшную Тень. Не дать серому войску добраться до волшебной страны, и помочь Щелкунчику снова стать мальчиком.

Наши аниматоры действительно совершили подвиг. Сумели создать свою собственную, ни в чем не уступающую голливудской, технику рисования. У них – глянец и труд армии художников, у нас – творчество и работа на энтузиазме. Но результат ошеломляет.

Знакомые питерские пейзажи превращаются в волшебные "живые картины". Каждый сантиметр экрана живет своей жизнью. И люди, и предметы выглядят максимально достоверно и вместе с тем фантастично. Рычит каменный лев. Мост с грифонами улетает в снежное небо. Особенно поражает Волшебная страна, где мир меняется каждую секунду, а в небе колдует кукольник Дроссельмейер.

Свежие краски. Дивные маски. Венецианский карнавал, и тут же – русские коробейники, медведь и Камаринская. Я заговорил о музыке и хочу сбавить пафос: озвучка и саундтрек оставляют желать лучшего. Они напомнили мне случай с роскошным лайнером, при постройке которого не хватило денег на золотые унитазы. Обычные поставить было стыдно, и нужду пришлось справлять прямо за борт.

Изначально музыкальное сопровождение "Щелкунчика" должно было стать самостоятельным произведением искусства, выйти отдельной пластинкой. Но бюджет оказался неподъемным (я так думаю), и пришлось пожертвовать музыкой. То-есть, она, конечно же, есть, но невероятно проходная. Так, последовательность консерваторских упражнений по гармонии. А хотелось-то песен, как в "Короле-льве" или "Аладдине".

Ситуацию усугубляет работа актеров. Как раз тот случай, когда нашим звездам разрешили импровизировать у микрофона. Иногда у них получается (Мышильда с голосом Милляра), а иногда выходят позорные заглушки из новогоднего утренника. Вместо отточенных реплик и страстной, не побоюсь этого слова, игры.

Но в любом случае "Щелкунчик" заслуживает оваций или хотя бы пристального к себе внимания. Горько было видеть, как крепенькие дети новороссов ломятся на "Подводную братву", а в соседнем зале – одни пустые места и редкие чада замученных русских интеллигентов. Люди, сделаем мультфильму кассу. Ну, пожалуйста.