РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА – ГЕРОИ САУНДРАМЫ

rus.ruvr.ru
23.12.2009
Ольга Бугрова

На международном фестивале "Шекспир@Shakespeare" актер, музыкант и режиссер Владимир Панков предложил новое прочтение хрестоматийной трагедии

"Ромео и Джульетта" в жанре саундрамы. Именно так представлена хрестоматийная трагедия Шекспира в Москве на международном фестивале "Шекспир@Shakespeare" (22 и 23 декабря).

Московский актер, музыкант и режиссер Владимир Панков предложил, по сути, объединение драматического и музыкального театра, причем музыка предстает в большом разнообразии направлений: оперная и балетная классика, этника и джаз, рок и мюзикл. Все это сделано, по утверждению режиссера, чтобы подчеркнуть характеры и точнее зафиксировать узловые моменты действия. Но есть и еще одна причина такого смешения музыки и драмы, добавляет Владимир Панков.

"Развитие театра пошло в сторону зрелищного развлечения, – говорит режиссер, – и вместе с тем есть театр, я бы сказал, "сектантский", когда мы с головой уходим вглубь, вглубь, вглубь, и нам уже не важно, будет зритель на нашем спектакле или нет. Вот если бы быть зрелищным и одновременно сохранить позицию служения театру, то это была бы та золотая середина, в которой я вижу сегодняшний идеал театрального искусства".

В своем спектакле, кроме всего, Владимир Панков чрезвычайно актуализирует сюжет – он проецирует борьбу кланов Монтекки и Капулетти на сегодняшние межнациональные конфликты. Его герои – дети современных городских кварталов – принадлежат, условно говоря, миру Запада и Востока. При этом Восток представлен отнюдь не "поэтично" и "волшебно", а как клан гастарбайтеров. Собственно, и в самом первоисточнике социально-политический контекст любовной истории выписан вполне четко. Панков же считает, что при обострении этого контекста история любви воспринимается крупнее.

"Когда мы вводим конфликт в такой уже "космический" ранг, – говорит режиссер, – любовь становится контрапунктом всему: она вне системы, вне конфликтов, вне политики – она становится очень яркой и выпуклой линией".

Владимир Панков придумал для саундрамы "Ромео и Джульетта" еще и остроумные драматургические ходы. Например, финал трагедии решен как видеозарисовка: представители двух кланов смотрят телевизор, и вдруг на экране появляется персонаж, указанный Шекспиром как князь Вероны. Между прочим, в этом коротком "ролике" снялся художественный руководитель фестиваля "Шекспир@Shakespeare", выдающийся актер Евгений Миронов. Итак, этот главный представитель власти останавливает побоище, после чего – все также с экрана телевизора – обращается к народу... с новогодним поздравлением!