СТАРИК БОРИСОВ НАС ЗАМЕТИЛ...

oleg-borisov.narod.ru

О. Борисов. Отзывы о Евгении Миронове

Обратите внимание на эти фотоснимки. Выбор их не случаен. Оба актера запечатлены в возрасте 36-37 лет, оба в сценическом образе, похожий грим, можно было бы подобрать полное совпадение ракурса. Для нас не является главным поиск портретного сходства (оно тоже присутствует, и является немаловажным фактором: форма овала лица, одинаковая округлость носогубных складок, залысины), но смысловое зерно содержится в глазах. Во взгляде.

Умный, насыщенный взгляд, прозревающий что-то в глубине себя (т.е. сыгранного героя), исполненный фатальной озабоченности за мир вовне.

Помните у Пушкина: "Старик Державин нас заметил \ И в гроб сходя, благословил"? Упоминание о Жене Миронове приходятся на самые последние страницы дневника Олега Ивановича. Ниже приводятся выдержки из дневниковых статей.

Именно поэтому фильм "Пришельцам новым " – состоялся. Состоялся, к сожалению, для очень узкого круга лиц, несмотря на то, что демонстрировался по TV.

Именно с этой работы Евгений Миронов начался для меня, хотя первое "шапочное" знакомство состоялось немного раньше. Поздней осенью 97-го – в начале 98-го. Случайно, из двух-трехминутного репортажа новорожденного канала "Культура", в отрывке из спектакля, где комментарий программы превалировал над самим сценическим действием. Короткий диалог героев Миронова и Машкова. Может быть, "Страсти по Бумабрашу"? Названия постановки, в отличие от нового имени, память не сохранила.

Когда Юрий Борисов заговорил об экранизации дневников отца, честно говоря, я с серьезным подозрением отнесся к выбору актера на главную роль, считая более достойной кандидатуру, скажем, Олега Меньшикова.

К счастью, ошибся.

Фильм можно смотреть и пересматривать по несколько раз, наслаждаясь не только свиданием с Борисовым во фрагментах его работ, но и органичностью того, как молодой актер проживает вслед за Олегом Ивановичем его воспоминания. Можете прослушать звуковые отрывки.

Миронова можно сравнить со всеми великими русскими актерами – Борисовым, Далем и Смоктуновским. Евгений самобытен, конечно, и тот факт, что его можно поставить в этот ряд, говорит о его поразительной индивидуальности. Но сказать, что он похож на конкретно кого-то из них – очень трудно. Есть какая-то простота и легкость Борисова (да-да, "За двумя зайцами"!), иногда – глубина, трагедийность и отстраненность Смоктуновского, есть что-то очень светлое и честное от Даля... По энергетике, пожалуй, Евгений Миронов ближе всего именно к Борисову, у которого – энергетика внутренняя, но по воздействию на зрителя более сильная. А по типажу – к Далю (только Женины герои не так надломленны и хрупки, в них больше позитива). Дискутировать на эту тему можно долго, практически бесконечно уточняя или опровергая детали, но факт яркой индивидуальности налицо.

Впрочем, как бы не бесновались эстетствующие идиотоманы, превознося Миронова до небывалых высот, для меня он вряд ли когда-нибудь станет "Евгением Витальевичем". Потому ли, что я еще очень хорошо помню того простого, никому не извесного мхатовского артиста Женю Миронова из "безымянной" пьесы. Или потому, что привык смотреть на него умными, грустными глазами Олега Ивановича.

Пожеланий два:

Дай Бог Евгению благополучно дожить до старости – и сыграть еще много великолепных ехидных и коварных стариков из классики и не стать "сиюминутным кумиром, которого публика сотворит, прожует и выплюнет за ненадобностью" (как сказал О. Борисов), не смажориться.

Юрий Борисов (из предисловия к книге дневников):

...А в начале 94-го предугадал появление звезды Евгения Миронова. Когда мы вместе смотрели фильм с его участием, он говорил: "Вот видишь, режиссер как будто стыдится крупного плана. А хочется, чтобы камера тут не дергалась. Это хороший признак, когда просится крупный план. По тому, насколько долго артист его выдерживает, можно судить о его способностях. Вспомни последний план Берта Ланкастера в "Семейном портрете". Какой прощальный взгляд перед тем, как нырнуть в вечность!.."

Олег Борисов (из дневника, 17 марта 1994):

...Еще видел в последнем фильме у Тодоровского интересного актера – Миронова. Он мне чем-то напомнил меня же самого – еще того, киевского, с распахнутыми, доверчивыми глазами.