ПРИШЛИ ДРУГИЕ?

"Независимая газета"
26.10.2006
Константин Бандуровский

Кирилл Серебренников привел поэтов в Политехнический

Не раз отмечалось, что сейчас создается очень разная и очень хорошая русская поэзия; многие сравнивают современную ситуацию с поэтическим бумом шестидесятых или Серебряным веком. Однако особенностью ситуации является то, что об этом совершенно неизвестно никому, кроме довольно узкого круга. Причина – в том, что современная поэзия настолько сложна, что обычный человек не в состоянии ее воспринимать, что практически отсутствуют каналы связи поэта с читателем – или дело лишь в самомнении самих поэтов?

Вечер в Политехническом музее "100 минут поэзии", прошедший 23 октября в рамках фестиваля современного искусства TERRITORIЯ, дал ответы на многие вопросы, связанные с современной поэзией. Замышлялся он как продолжение долгой традиции. Это и поэтические вечера в послереволюционной России (они начались в 1918-м с избрания "короля поэтов", в котором соперничали Маяковский и Северянин, а победил, естественно, Северянин). И знаменитые вечера в Политехническом 1960-х годов, один из которых был запечатлен в фильме Марлена Хуциева "Застава Ильича". Есть надежда, что "100 минут поэзии" не станут единичной акцией и будут началом нового возрождения вечеров в Политехническом.

В отличие от многочисленных поэтических вечеров, происходящих в Москве практически ежедневно в небольших залах, собирающих "свою" публику, Политехнический – это совершенно иная аудитория и иной формат. Сразу скажу, что эксперимент вполне удался и показал, что современная поэзия все же существует, и не только "в себе и для себя", что она разная и интересная, что аудитория вполне готова к восприятию этой поэзии, что возможно подавать серьезную поэзию в яркой форме.

Режиссер Кирилл Серебренников (чей фильм "Изображая жертву" только что получил главный приз Римского кинофестиваля) создал сложную мультимедийную среду. Музыкальное и шумовое сопровождение, видео и графика, проецирующиеся на экран во всю сцену. Поэзия отдельного поэта подавалась как бы с трех точек зрения. Стихи читали ведущие молодые актеры (Чулпан Хаматова, Елена Морозова, Виктория Исакова, Анатолий Белый, Артур Смольянинов и другие). Демонстрировалось видео, на котором стихи поэтов читал простой народ, причем "люди с улицы" смогли понять стихотворение современного поэта и подать его не хуже профессиональных актеров. По одному стихотворению прочитали и присутствовавшие поэты. Постановка была включена в историю: в начале вечера были показаны кадры из "Заставы Ильича", а в конце вечера зал устроил овацию легенде Политехнического 60-х Андрею Вознесенскому, и актер Евгений Миронов прочитал его стихотворение, посвященное Марлену Хуциеву.

Троякое прочтение позволило по-разному взглянуть на поэзию, но когда читали сами поэты – Андрей Родионов, Дмитрий Воденников, Марианна Гейде, их авторская интерпретация казалась все же куда убедительнее актерской. Возможно, режиссер побоялся "поставить" на авторов, а между тем, если бы стихи читали и выбирали сами авторы, могла получиться не менее интересная программа. Впрочем, вызвавшее настоящий фурор чтение Псоем Короленко стихотворений Шиша Брянского было просто великолепно. Но Псой сотрудничает с Шишом уже давно, исполняя песни на его стихи.

Современное поколение поэтов было представлено десятью именами, довольно разноплановыми. Кроме вышеупомянутых авторов, в этот ряд вошел Борис Рыжий, умерший в 2001 году и могущий быть отнесенным скорее к "новой классике", чем к актуальной поэзии. А также звезда сайта "Стихи.ру" Яшка Каzанова и шестнадцатилетняя ученица школы №19 им. В.Г. Белинского Мария Протасова. За рамками вечера остались десятки, а может быть, сотни интересных современных поэтов, которые ждут своих режиссеров и площадок, подобных Политехническому.