..."ОДИН БОГ ИЗНАЧАЛЕН, ОГРОМЕН, ВЕЧЕН"...

Газета "Трибуна молодого журналиста"
12.2007
Анастасия Новоселова

14 октября 2007 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского в рамках фестиваля TERRITORIЯ состоялась российская премьера "Мистериона" Карла Орфа. Это последнее музыкально-театральное произведение композитора, имеющее подзаголовок "De temporum fine comoedia" ("Мистерия о конце времени").

И название, и жанр, и связанная с ними тематика для музыки ХХ века отнюдь не новы. Да и в творчестве самого Орфа это сочинение вполне ожидаемо, поскольку оно находится в русле его знаменитых "Кармины Бурана" и "Катулли Кармины": та же опора на жанр средневековой мистерии, то же обращение к подлинным древним текстам. В "Мистерионе" это тексты из "Прорицаний сивилл", из собрания орфических гимнов, из той же "Кармины Бурана".

Произведение создавалось в 1969-1971 годах. Известно, что к этому времени европейская академическая музыка уже пережила и "завоевания" второй волны авангарда, и "натиск" сериализма, и "бурю" алеаторики. Расщелина, образовавшаяся в начале ХХ века между культурой серьезной, элитарной и развлекательной, массовой, разрослась до бездны. В то время как академическая музыка нередко теряла последнюю нить связи со слушателем, в легкой – звуковой поток направлялся прямо на аудиторию, быстро завладевая ее вниманием. В такой ситуации "Мистерион" Карла Орфа оказывается уникальным примером найденной "золотой середины". Композитор верен себе: он использует минимальные средства для достижения максимального эффекта. Его цель – создать нечто масштабное, но единое по форме, глубокое и вместе с тем доступное по содержанию.

"Мистерион" предполагает огромный состав исполнителей, которые заняли и сцену, и партер. Дирижер Теодор Курентзис руководил действом, стоя в амфитеатре. Прямо перед дирижером в партере стояли три рояля, далее располагался смешанный хор, справа от хора – консорт виол ансамбля "Pratum integrum", слева – три арфы. Все это "опоясывал" Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, за которым был установлен крестообразный подиум – собственно сцена. И, наконец, за подиумом находились два ансамбля духовых – деревянных и медных. Сценическое действие "Мистерии", в котором участвовали сивиллы, анахореты, Люцифер, разворачивалось на подиуме, а еще один хор участников перемещался по амфитеатру. В роли сивилл выступали исполнительницы-вокалистки, а в роли анахоретов – драматические актеры, читающие текст.

Композиция "Мистериона" трехчастна: "Сивиллы" – "Анахореты" – "День гнева". Пение и чтение текста идет на греческом, латинском и немецком языках. Литературный текст соткан из афористических сентенций, которые, многократно повторяясь, звучат как внушения, безотказно воздействуя на слушателей. К примеру, слова из партии сивилл: "Один Бог изначален / огромен, вечен". Предсказательницы-сивиллы пророчат конец света: "Все светила небесные / разом повержены будут / Мир предстанет единою темною массой". Отшельники-анахореты бесконечно повторяют: Навеки потеряны / Отвержены / Прокляты. Или: "Нет Бога / Кроме самого Бога". Хор – главное действующее лицо третьей части "День гнева" – скандирует: "Рухнуло небо, Звезды упали... / Горе, горе! Горе, горе!... / Спаси нас! Помилуй!".

Интересна и роль Люцифера. В третьей части он выходит на сцену перед разверзшимися вратами ада и трижды в почти полной тишине произносит: "Отец, я согрешил". Этим завершается развитие "сюжетной" линии. Наступает момент катарсиса.

Весь спектакль идет на едином дыхании. При всей грандиозности замысла, произведение Орфа достаточно компактно – это весьма органично выстроенное художественное целое длится около часа. Ради донесения авторской идеи слово, театр и музыка вступают в тесное взаимодействие. Складывается ощущение полного слияния разных видов искусств.

Музыка выдержана в духе известного орфовского минимализма. Композитор постоянно пользуется эффектом противопоставления полярных звучностей: оглушительное tutti резко сменяется еле слышным, "зачарованным" отзвуком отдельных инструментов и наоборот. При этом автор заботится о слушательском восприятии – звучание музыки не вызывает духовного и физического отторжения. Скорее наоборот, Орф, а вслед за ним и мы, любуется и красотой отдельных тембров и прихотливым "узором" их сочетаний.

В результате, несмотря на некоторую абстрактность и неоднозначность идей, сложность тематики, музыкально-театральное действо было легко воспринято всеми. Оно стало открытием для многих и разных слушателей и благодаря привлечению к постановке таких "звезд", как режиссер Кирилл Серебренников, актер Евгений Миронов. В роли Люцифера успешно выступил Данила Поляков, известный как супер-модель. Композитор создал актуальное произведение, в котором серьезность замысла соединилась со столь необходимой сегодня доступностью. Спектакль Карла Орфа стал в лучшем смысле массовым музыкальным зрелищем.