КАСКАД МИСТЕРИЙ

Газета "Взгляд"
20.10.2007
Константин Рылев

Фестиваль TERRITORIЯ продолжил и развил традиции мирового и русского мистериального искусства

...

Физкультпривет из ада


Заключительное событие TERRITORIи – "Мистерион" Карла Орфа. В оригинале название звучит как "De Temporum Fine Comoedia", то бишь "Комедия о конце времен". Она наподобие другой комедии – "Божественной", от которой тоже кровь стынет в жилах. Проще говоря, это театрализованный Апокалипсис.

Сцена, выстроенная в виде белого креста, заняла центральную часть партера. Под потолком – белый круг. Уже две эти огромные геометрические фигуры вызывали у публики легкий трепет: то ли еще будет!

Недалеко от дирижерского пульта, который занял Теодор Курентзис, помимо трех черных роялей, я заметил множество барабанов, литавр и ксилофонов. "Ударить", судя по всему, собрались серьезно. В программке значилось, что в спектакле будут задействованы, помимо драматических актеров, артистов оперы и балета, еще и цирковые (мистериальное единство: сакрального содержания и аттракционного воплощения).

Поначалу народ не особенно испугался появления разукрашенных вокалисток из картонных коробок, размещенных по периметру зала. Однако свою роль по вовлечению зрителей в действо артистки в балахонах выполнили. Трудно делать вид, что происходящее тебя не касается, когда кто-то, смахивающий на приведение, блажит в двух шагах. Общий месседж: скоро придет Он! Чтобы воздать праведникам и наказать грешников! По тревожной атмосфере в зале чувствовалось, что большинство зрителей не относило себя к первой категории.

Видеоряд запестрел черными квадратами Малевича и портретами советских вождей. Евгений Миронов в черном костюме что-то прочитал на латыни из большой книги под непрерывную барабанную дробь. На сцене возникли гимнастки с черными ленточками и атлеты с черными флагами: парад физкультурников ада.

Кульминацией представления стало появление автоматчиков, которые беспощадно "расстреляли" публику (барабанная дробь достигла пика громкости!). Режиссер Кирилл Серебренников максимально осовременил сцену казни. Надо сказать, проняло!

Когда ударные ритмы смолкли и потекла тихая симфоническая мелодия, возник маятник Хаоса (зеркальный шар на тросе, вроде того, что в фильме Феллини "Репетиция оркестра"). Круг на потолке почернел. Полное затмение! Зрители поняли: это конец света – хуже не будет.

На экране появилось Око.

Как олицетворение погрязшего в пороках человечества, в центре креста оказался молодой человек с длинными волосами, в женской шубке и красных дамских туфлях. (Такое трансвеститное воплощение человеческого несовершенства злободневно, но вульгарно.) Он разделся и, представ перед Создателем нагим, раскаялся!

Финал подарил надежду: по краю темной сцены, усыпанной телами, балансируя в луче прожектора, двигался человек. Надо понимать, он проскочил в будущее. Вразумленное человечество продолжит существование. Окончательно крест на нем не поставлен!

Концовка – ясна, но не слишком эффектна: ни с музыкальной, ни с постановочной точки зрения. Однако в целом зрители были потрясены таким всеохватным и мощным зрелищем. Публика на радостях, что "конец света" завершился, одарил его устроителей триумфальными овациями.

Напоследок можно сказать, что фестиваль показал программу, редкую по цельности и высокому профессионализму, которая далеко оставила позади отправную точку – "Тело в городе", быстро добравшись до души.

TERRITORIЯ за 11 дней показала путь всего человечества, от начала и до "конца света" (и даже несколько дальше) в его сложных взаимоотношениях с Творцом. Думаю, концепция TERRITORIи уже определилась – продолжение традиций мирового и русского мистериального искусства во всех его проявлениях.