ЮБИЛЕЙ МИХАИЛА КОЗАКОВА НА КАНАЛЕ "КУЛЬТУРА"

Газета "Эхо недели – Железногорск"
12.10.2009

14 октября свой юбилей отметит народный артист России, актер, режиссер и литератор Михаил Козаков. К этой дате телеканал "Культура" приурочит показ телеспектакля художественно-публицистического фильма "Играем Шекспира" (13-15 октября, 23.50).

Фильм-монолог в трех частях "Играем Шекспира" Михаил Козаков считает одной из главных своих творческих удач. На примере русской сцены им осмыслен удивительный феномен популярности Уильяма Шекспира во всем мире и судьба его пьес в России. В основе картины – впечатления и воспоминания Михаила Козакова.

В 1864 году, во время празднования 300-летия со дня рождения драматурга, Иван Тургенев назвал Шекспира неотъемлемой частью русской культуры: "вошел в нашу плоть и кровь". И действительно, на первый взгляд, Шекспир прочно укоренился в репертуаре русских театров. Но если вместе с Михаилом Козаковым приглядеться более внимательно, оказывается, что отношения между русским театром и Шекспиром складывались довольно сложно: вражды, пожалуй, не было, однако и взаимной любви долго не наблюдалось.

"Не каждому профессиональному актеру легко освоиться в шекспировском мире", – считает Козаков. Его первой ролью был Гамлет. "Сыграть Гамлета – мечта всех актеров!" – уверен Михаил Михайлович. В 1986 году Михаил Козаков уже играет Полония в том же "Гамлете" в постановке Глеба Панфилова в Театре Ленинского комсомола, позже, в конце 1990-х годов – Тень отца Гамлета у немецкого режиссера Петера Штайна. Михаил Козаков шутит: "В "Гамлете" мне осталось сыграть только череп Йорика". Актер был и двумя братьями Антифолами в художественном фильме "Комедия ошибок" по мотивам одноименной пьесы Шекспира, и Шейлоком из "Венецианского купца" в постановке Театра Моссовета и, наконец, Королем Лиром.

Фильм Михаил Козакова помогает понять, как в разные эпохи понималась театральность произведений Шекспира: иногда ей придавали слишком большое значение, а часто вообще игнорировали.

В 1940-м году, перед войной, замечательный артист Борис Ливанов репетировал во МХАТе роль Гамлета в режиссуре Владимира Ивановича Немировича-Данченко. На одном из приемов в Кремле Борис Николаевич обратился к вождю: "Скажите, Иосиф Виссарионович, как, по-Вашему, нужно сегодня трактовать роль Гамлета?". Сталин взял паузу, потом сказал: "А эту роль вообще никак не нужно трактовать. Эту пьесу не стоит играть. У советского народа сегодня иные приоритеты, задачи и проблемы. Надеюсь, это Вам ясно, товарищ Ливанов?". И улыбнулся своей обаятельной улыбкой", – рассказывает в фильме Михаил Козаков. По мнению Сталина, ни рвущийся к власти Макбет, ни кровавый убийца Ричард III, ни король Клавдий из трагедии "Гамлет" были нежелательны на советской сцене тех лет. Они могли вызвать непредусмотренные ассоциации.