"ФОНОГРАММА СТРАСТИ"

vostokinform.ru
2010
Геннадий Метелев

"Фонограмма страсти" – фильм в новом для российского зрителя жанре эротического триллера. Именно так позиционируют картину продюсеры (Р. Дишдишян, Е. Миронов, Н. Лебедев) и прокатчики, что, безусловно, правильно с маркетинговых позиций, но не совсем честно по отношению к зрителю.

Бесспорно, это в своем роде первопроходческий, "пионерский" фильм (хотя как раз люди в "пионерском возрасте" на такие картины попадать не должны), ибо традиции откровенно показывать сексуальные отношения на экране в советском, а затем и российском кино так и не сложилось. Трудно сказать почему, но факт есть факт: ну, нет у нас своих тинто брассов и эдрианов лайнов. "Сложно было не только мне, – признается режиссер картины Николай Лебедев, – но и артистам..." Приглашенная звезда Фабио Фулько был более раскован, видимо, из-за особенностей западного, латинского менталитета. А вот исполнительнице главной женской роли Елене Николаевой пришлось несладко. Кстати, сам Лебедев формулирует жанр картины как "сексуально-шпионский триллер", где сексуальные сцены – неотъемлемая часть драматургии.

Создатели фильма пошли на некий компромисс, во-первых, замесив историю любви на криминально-детективной интриге, а во-вторых, там, где по сценарию следует "страсть", ограничились достаточно шаблонными и целомудренными способами ее "экранной" передачи. В результате авантюрная попытка игры одновременно в жанровом поле "Основного инстинкта", "9 с половиной недель" и американских шпионских лент провалилась. В целом эта история, положенная на российские реалии, воспринимается неорганично и предсказуемо.

Сотрудница детективного агентства Вита (Елена Николаева), специалист "по прослушке", влюбляется в своего "клиента", иностранного бизнесмена (его роль играет итальянец Фабио Фулько) самым случайным образом встретив его на пляже. Какое-то время девушка и не догадывается, что параллельно "слушает" своего возлюбленного. Во время любовных встреч диалоги героев происходят исключительно на языке тела. Приезжий иностранец втянут в криминальную сделку, ему грозит смертельная опасность и только Вита может его спасти...

Замечательный артист Сергей Гармаш играет законченного злодея – главу детективного агентства. Положительная харизма артиста, наработанная за долгие годы, сильно диссонирует с образом циничного, бескомпромиссного злодея и убийцы. Герой Гармаша не верит в случайности и за всеми событиями видит чьи-то деньги и связанный с ними "интерес". Положение, так сказать, обязывает. "Случайно" вспыхнувшая страсть Виты к итальянцу кажется ему проплаченным предательством.

Николай Лебедев ("Змеиный источник", "Звезда", "Волкодав") снял, по его словам, фильм о праве на свободу самовыражения и о том, что все мы одновременно находимся в противоречивой позиции: с одной стороны "изолированы по своим норкам", а с другой, – "живем, словно в стеклянном кубе". О том, что кто угодно может влезть в чужую жизнь, не подозревая, что в это же время следят и за ним самим. Такая вот фобия современного человека. Но благое намерение пофилософствовать на избитую тему как-то смазалось в погоне за внешней эффектностью действия. Авторского, режиссерского голоса как раз-таки этой "фонограмме" и недостает.