"ЗВЕЗДНЫЕ СОБАКИ: БЕЛКА И СТРЕЛКА": НАМ НЕЛЬЗЯ ЗАПЯТНАТЬ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ!

yuga.ru
24.03.2010
Ольга Шервуд

На 19 августа вроде как запланировано празднование 50-летия полета в космос Белки и Стрелки – первых млекопитающих, вернувшихся из черного мрака живыми. Уж не знаю, затмит ли это событие очередную годовщину путча или, спаси Господь и мать-природа, еще что-нибудь августовское, но выход на экран первого фильма об этих славных псах науки приурочили к весенним каникулам, убоявшись отсутствия аудитории в каникулы летние.

Прокатчики не прогадали – по крайней мере, на "моем" сеансе зал был полон. Совершенно очевидно, что не прогадали и авторы картины, в последний момент успевшие перевести ее в "объемный" формат: "Аватар" еще совсем не забылся, зрителям еще крутят рекламный ролик "Алисы в стране чудес" (и билеты на нее раскупаются тоже), теперь все хотят посмотреть – догнали мы Америку в новых кинотехнологиях или нет?

Технологии – один из многих обертонов этого многослойного проекта; попробуем по порядку.

Космическая тема в последние годы наконец-то снова стала пробиваться в наш кинематограф в своем историческом разрезе (от "Первых на Луне" Алексея Федорченко до "Бумажного солдата" Алексея Германа-младшего); полнометражная анимация требует занимательных повествований; дети водят в кино родителей; освоение межзвездного пространства нашей страной – повод для нефальшивого патриотизма; ностальгия (со всеми оговорками, от человеческих до "реставрационных") по прошлому – очевидное веяние времени – все это идейная база проекта, богатая и не вызывающая никаких даже вопросов.

Полнометражная семейная анимация завоевывает не только публику, но и Каннский фестиваль; американцы достигли впечатляющих кассовых и художественных результатов; воспользоваться их опытом не грех; для успеха фильма он должен быть по строю своему интернациональным, рассчитанным на международный рынок – вот производственная основа проекта.

Американизированная картинка и сам "не наш" дух новых длинных отечественных мультфильмов (слишком часто совершенно бесталанных, но публика четко отделяет богатырскую трилогию про Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца, при всех к ним претензиях, от прочей продукции), страшно надоела российским зрителям – что верно почувствовали авторы "Белки и Стрелки" еще четыре года назад, когда начинали проект; да и на международной орбите выше взлетает та картина, в которой есть грамотно выраженные национальные особенности, – вот какие соображения, мне кажется, стали ориентирами эстетическими.

Из этих трех посылок выросли, естественно, и достоинства и недостатки картины. Основной проблемой был, полагаю, сценарий. Крохотная книжечка "Белка и Стрелка" (буквально "квадратик" десять на десять сантиметров, страничек двадцать, автора текста не помню, черно-белые рисунки Владимира Винокура, желтая картонная обложечка), выпущенная "Детгизом" на рубеже 50-х-60-х, послужить полноценной основой современному фильму не могла. Разные люди приглашались сочинить историю; в финальных титрах мы видим имена Джона Чуа и Александра Талала, которые, как всюду с гордостью сообщается, учились сценарному делу в Америке, а Талал еще и работал с Тимуром Бекмамбетовым на "Дозорах" и "Черной молнии". И режиссер Станислав Ушаков тоже много лет трудился не на родине. А вообще он окончил в 1989-м ВГИК как художник-аниматор, в 1997-м – Высшие курсы сценаристов и режиссеров; автор нескольких картин, сделанных на разных студиях, в том числе, в "Пилоте"; имеет три десятка призов, но более известен чудесным клипом для группы "Ногу свело" на песню "Хару Мамбуру".

К счастью, основная голливудская схема "из грязи в князи" (Белка-то в картине цирковая артистка, богема, а вот Стрелка – настоящая дворня) изрядно смикширована милейшими традициями "Союзмультфильма". История взлета двух собак обросла множеством побочных сюжетов и сюжетиков, героев (исторических, имеющих прототип, вроде крысы Вениамина; в космос-то реально летала немаленькая компания, вплоть до мух-дрозофил, но не имеющие имен не имеют шанса остаться в памяти, – и абсолютно сказочных), аллюзий и отсылок. Так в фильм вошли (пунктирно, ибо все не перечислить): ворона с сыром – из русской литературы и всем известного классического "пилотовского" мульта; часы на Спасской башне Кремля – символ Родины; тема советско-американского противостояния и, так сказать, дружбы (обыгран подарок генсека Хрущева дочери президента Кеннеди – собачка Пушок, реально – щенок Стрелки после полета); упомянутый крыс Вениамин – артистичный жулик, наследник Остапа Бендера, больше похожий не на персонажа "Рататуя", а на подручного старухи Шапокляк; многочисленные намеки на советские фильмы – от "Цирка" до "Кавказской пленницы", от "Маугли" до ноток увертюры Андрея Петрова к "Укрощению огня".

Еще собственно цирк – точно такой, как в десятках родных мультиков; синеглазая девочка с бубликами, которые следует стащить, объявление "Прапало сабако!" – оттуда же; московский двор и улицы столицы советской поры – аналогично, как в детских фильмах; монумент "Рабочий и Колхозница" – символ эпохи и "Мосфильма"; теплушка и разговоры про Целину-Колыму – сложнейший комок сугубо советских ассоциаций, на который наезжает трехмерный поезд – прямо в зал, и вот мы уже вспоминаем шарахнувшуюся от экрана публику известного парижского кафе...

Еще прекраснейший пес Казбек – привет всем майорам всех учебок как в американских, так и в наших драмбоевиках; его черномырдинско-родное анекдотическое фразостроение: "Здесь вам не Восьмое марта", "Зовите меня "Так точно, товарищ инструктор!" и прочие перлы; неожиданная для детского произведения феня – "хавчик халявный" – тоже говорящая о многом; запоминающийся кот-ученый – психиатр с "Черным квадратом" Малевича; натуральные кадры фильма "Белое солнце пустыни", который смотрят космонавты перед полетом (и наплевать, что он вышел только в 1969-м); афоризм "Родина начинается и заканчивается полосой препятствий"...

Я перечислила далеко, далеко не все. Но этого достаточно, чтобы убедиться: авторы в своем действительно синефильском произведении (кстати, давно такого не было – с той самой середины уходящего десятилетия, когда "Белка и Стрелка" замышлялась, но тогда все больше люди пародиями баловались, да преуспеть не смогли) постарались набить и кадр, и фонограмму так плотно, как только могли, чтобы ни дети, ни взрослые не скучали. Они и не скучают.

Рисунок приветствуют – близкий, осязаемый (художники-постановщики Александр Храмцов, Степан Грудинин, Святослав Ушаков). Неяркое изображение правильно считывают как намек на пленку "Свема". Не такую отменную, как в голливудских фильмах, проработку фонов почти не замечают: первый план насыщен и занятен. Эффект объема уже даже и привычен – особо не возбуждает, но и не раздражает. Ясно, что он использован более в коммерческом плане, чем в художественном, – ну так, никто ж изначально его в проект не закладывал. Да и вообще содержательность технологии 3D когда еще будет освоена (долби-звук тоже многие до сих пор как громкость понимают, дальше хлопнувшей сбоку от зрителя двери дело редко идет). Неизбежные американизмы младшим облегчают восприятие, как попкорн, старшие думают разное о двух великих державах за последние полвека и глобализме вообще.

Что не устроило в картине? Очень уж банальные песни Uma2rman. Вообще звук (я не про актерское озвучание, с голосами угадали – Евгений Миронов, Елена Яковлева, Сергей Гармаш узнаваемы с улыбкой, Анна Большова со временем догонит этих артистов) – невыразительный, но, может, это проблема кинотеатра. Некоторая невнятица в течении сюжета: в иные моменты не сразу ясно, где герои и что происходит (например, во внутренностях мухинского монумента путаются явь и сон). "Скромно" проработана идея размолвки Белки и Стрелки – очевидно, побоялись давать маленьким зрителям такую драму. Совсем обидное: усы у Стрелки, они так плохо вяжутся со словом "девочка"...

И последнее. Заключительные титры идут параллельно с хроникой – кадрами, на которых настоящие Белка и Стрелка, а также другие героические подопытные собаки, готовятся к старту, летят в ракете, вот они приземлились, вот участвуют в пресс-конференции в ТАСС... Все понимающие глаза, уши торчком, податливые лапы; рядом – счастливые лица ученых. Ликующая толпа. Волнующие моменты нашей общей истории. Через полвека она никого не интересует: мамаши и папаши уже схватили своих детей и тянут их к выходу из кинозала, уборщицы, переговариваясь, начали сгребать из-под сидений мусор.

В августе вспомнит ли кто доблестных хвостатых героев – ведь на экранах будет какое-нибудь следующее тридэ...