КОСМОС БЕЗ ЭРОТИКИ

gazeta.ru
15.03.2010
Дарья Горячева

В прокат выходит отечественный анимационный фильм "Звездные собаки: Белка и Стрелка" в 3D, техническое несовершенство которого не умаляет достоинств мультфильма

Создателям первого отечественного 3D-мультфильма "Звездные собаки: Белка и Стрелка" (и, кстати, на этот раз речь не о трехмерной графике, как в случае с "Машей и волшебным орехом", а о настоящем 3D – то-есть стереоформате, для просмотра которого нужны очки) не позавидуешь. Мало того, что недавно вышел "Аватар", и ладно бы с ним: этак, если сравнивать с "Аватаром" все новые мультики и блокбастеры, то можно прийти к выводу, что никому, кроме Кэмерона, кино вообще лучше не снимать. Но проблема очевидна и в более локальном масштабе: трейлер "Белки и Стрелки" показывают на "Алисе" Бертона, да еще и в комплекте с трейлерами к "Как приручить дракона" (с которым нашему фильму к тому же предстоит тягаться в прокате – они выходят на одной неделе) и четвертым "Шреком навсегда".

И на вышеозначенном фоне родное 3D выглядит, мягко говоря, безыскусно.

Таковы непростые условия, в которые попал российский 3D-первопроходец, поэтому есть два подхода: либо отнестись к нему сухо и объективно, не принимая в расчет, что "Белка и Стрелка" "наш", да еще и "первый", либо сосредоточиться на хорошем.

В первом случае придется констатировать, что таки да – 3D заметно хромает, готовьтесь к тому, что на просмотре может появиться чувство сродни алкогольному опьянению: в глазах двоится, сфокусироваться трудно.

Но даже если отбросить это злосчастное 3D, получился, будем честны, далеко на "Вольт" с "Рататуем", о которых неминуемо вспоминаешь, поскольку главные герои "Белки и Стрелки" шкодливые собачки и крыса.

Тут ни детализированности, при которой на животном виден каждый волосок, ни удивительного синтеза животных повадок с антропоморфностью, которым славен тот же "Вольт". Белка и Стрелка ведут себя вызывающе человекообразно, а об их собачей сущности напоминает, пожалуй, лишь собачья внешность.

Если планомерно увеличивать градус занудства, то можно дойти до этических претензий к сюжету.

Белка и Стрелка, если вы вдруг не знаете, не первые побывавшие в космосе собаки, а первые слетавшие и вернувшиеся живьем. Помимо них имеется еще больше десятка не столь удачливых безымянных героев, ну и, конечно, небезызвестная Лайка, которой с самого начала был выдан билет только в один конец. Возвращать с орбиты в момент ее запуска еще не умели, поэтому собаку слали на смерть – она умерла через несколько часов после взлета, предположительно от перегрева. Зная все это, не каждый сможет посмеяться над байконурскими шутками и легкомысленным тоном мультфильма.

А вот теперь выключим внутреннего брюзгу и включим позитивиста.

Тут же окажется, что у "Белки и Стрелки" есть масса достоинств. Начать с сюжета: ну, да, реальные Белка и Стрелка – лишь удачная часть сложной истории, где шаг в сторону связан с риском обнаружить скелет – причем в самом прямом смысле. Говорят, на каком-то банкете Гагарин бросил непечатную фразу: "Не пойму, кто я – первый человек или последняя собака". И вместе с тем космические успехи в неоднозначной истории нашей страны всегда считались безоговорочной победой. Второго мнения тут нет, и, наверное, это то самое место, где логично искать народных героев, в отчаянном поиске которых находится сегодняшний кинематограф.

Космические собаки – идеальные кандидаты на то, чтобы стать фольклорными персонажами, обитающими на стыке истории и фантастики – где-то между Гагариным и Алисой Селезневой.

Учитывая, что Белка и Стрелка все же собаки, с ними можно делать что хочешь – игривое искажение фактов их биографии вряд ли вызовет нарекание, да и нет у них наследников, которые могут засудить за неподобающее упоминание имени, как произошло с фильмом "Внук Гагарина". Видимо, идея витала в воздухе: неслучайно почти в то же время, что и "Звездных собак", мультфильм про Белку и Стрелку начала делать и студия Toonbox – в формате юмористических короткометражек для взрослых.

Кстати, об искажении фактов.

При общей фантастичности сюжета, посмотрев мультфильм "Звездные собаки: Белка и Стрелка", дети волей-неволей узнают кое-что из курса истории отечественной космонавтики, а это тоже неплохо. Например, будущих космонавтов и вправду набирали из бродячих собак – считалось, что дворняги лучше выживают в экстремальных ситуациях. В том полете на самом деле присутствовали крысы и мыши. Ну, и, наконец, то, с чего мультфильм начинается, – щенок Стрелки, оказывающийся в доме американского президента, не выдумка: одного из щенков, родившихся у собаки через некоторое время после возвращения из космоса, отдали Никите Хрущеву, который преподнес соответствующий подарок дочери Джона Кеннеди.

Ну, и самое главное: похоже, "Белке и Стрелке" удалось то, что пока плохо удавалось новейшей российской мультипликации, а именно удачно поженить Голливуд с отечественной традицией.

Пусть здесь многое сделано с оглядкой на зарубежные мультхиты, но все заимствования не без остроумия вписаны в родную реальность. Чего стоит идейный потомок крысобелки из "Ледникового периода", который трансформировался в ворону, лелеющую кусок сыра.

Есть еще кое-что, за что хочется поблагодарить авторов "Белки и Стрелки": они не стали гнаться за аудиторией и овзрослять мультфильм. "Белка и Стрелка" – история абсолютно детская, на которую можно и нужно в первую очередь вести именно детей. Нет, конечно, без романтики не обошлось, но дело ограничивается лишь прикосновением собачьими носами: то-есть, до того, во что ради подростков превратилась "Маша и волшебный орех", не дошло. И слава Богу, потому что представить, как выглядела бы эротизированная сказка про Белку и Стрелку, действительно страшно.