ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: "МЫ НЕ ОВЦЫ!"
Наталья Парамонова
2013

Журнал "№"

Наталия Парамонова: Евгений, вы как-то сказали, что никогда не стали бы актером, если бы в детстве не пошли в танцевальный и драматический кружки, а Михаил Александрович Ульянов не был бы великим русским артистом, если бы в маленьком городе Тара Омской области не заразился театром в самодеятельной студии…

Евгений Миронов: Любовь к театру у меня от родителей. Мама и папа участвовали в самодеятельности, их рассказы производили на меня большое впечатление. Папа был музыкантом в ансамбле. Мама играла почтальона во время войны, разносила письма – это была вся ее роль, но она так увлекательно и талантливо рассказывала, что я мог слушать часами и очень отчетливо эту роль представлял. Потом я пошел в драмкружок Дома культуры в городе Татищево-5 Саратовской области. Там работала замечательная руководительница, веселая, пьющая (смеется), которая говорила мне: «Женька, ты никогда не будешь артистом, но то, что ты тянешься к театру, - уже хорошо».

Наталия Парамонова: К нашей общей радости, ее пророчество не сбылось!

Евгений Миронов: Вам виднее. Но, разумеется, я не переживаю, что не сбылось. Так вот недавно ко мне обратились за помощью мои бывшие учителя. Оказывается, наш ДК, который когда-то был центром культурной жизни целого города, совершенно разрушен, нет даже крыши. Я сегодня лечу в Саратов, чтобы встретиться с губернатором. Нужно непременно восстанавливать такие места. В постсоветское время очень многое в культуре разрушили, а нового ничего не создали. Мне кажется, данную проблему нужно решать буквально на уровне президента. Каким образом? Возводить такие дворцы, как при СССР, не имеет смысла, но можно строить как на Западе – многофункциональные центры, где будут работать и детские кружки, и кинотеатр, и народные студии.

Наталия Парамонова: В больших городах они, безусловно, будут пользоваться спросом, а в провинции? Вы не чувствуете в настроениях людей, живущих далеко от столиц, полную апатию – особенно у молодежи? К сожалению, в глубинке творчество воспринимается сегодня как баловство и бессмысленная трата времени. Чтобы выжить, деньги нужно зарабатывать…

Евгений Миронов: Да, конечно, это большая проблема. Но культуру нужно поднимать и начинать с малого. Строить современные кинотеатры даже в самых малонаселенных пунктах. Люди туда потянутся. Просто нужно действовать и, естественно, в первую очередь что-то предпринимать обязаны наши власти.

Наталия Парамонова: Наверное, это все-таки должен быть обоюдный процесс - движение друг к другу. Вас, кстати, не пугает тенденция нарастающей и часто необъяснимой нелюбви многих российских граждан к родине, к своему городу, к истории, культуре, театру, кинематографу. Появился какой-то чудовищный тренд - отрицание всего отечественного! Люди готовы бесконечно восхищаться «Аватаром», но в крик будут ругать последние работы Никиты Михалкова, даже не посмотрев их. Может быть, стоит активнее пропагандировать наши собственные ценности, произведения искусства, поднимать патриотический дух и прививать любовь к своей стране, культуре, истории?

Евгений Миронов: Никогда, ничего и никому нельзя навязывать. Но чтобы не превратиться в стадо животных, которые существуют только ради самих себя, нужно развивать и всячески поддерживать свою культуру. Россия - большая страна, у разных народов много своих ценностей; у нас есть некие традиции - и дореволюционные, и послереволюционные, но в целое нас объединяет одно - общее культурное наследие, великие писатели, философы, композиторы, художники, артисты. Тем не менее, никакие вечные ценности не должны прививаться насильно.

Еще раз обращаюсь к властям: дайте искусству возможность подняться с колен! Если говорить о театре, то в провинции есть замечательные труппы, как в небольших городах, так и в миллионниках. Но есть совсем маленькие населенные пункты, вообще отрезанные от культуры. В этом отношении люди там брошены и забыты. Как они там живут? Работа, сон, еда – вот и все. Им как будто бы говорят: вы овцы, так и живите как овцы! Но мы не овцы! Вот где нужно в первую очередь менять ситуацию. И для начала – я повторюсь, необходимо строить в таких городках небольшие, но современные кинотеатры.

Наталия Парамонова: Да, но что будут показывать в этих кинотеатрах? Они ведь должны быть окупаемы…

Евгений Миронов: Фильмы, которые смотрят с коробкой попкорна в руке, скоро надоедят, если вы об этом.

Наталия Парамонова: Но пока не надоели...

Евгений Миронов: Развлекательные фильмы тоже нужны, почему нет? Но показывать надо и серьезные, глубокие картины – на них люди тоже пойдут. Я уверен: все будет хорошо, нужно только предоставить людям такую возможность. Именно это я делаю в своем театре, а необходимо - повсеместно. Однако еще раз повторю: необходимо предлагать, а не навязывать. И патриотизм, кстати, тоже должен быть естественным. Нельзя его насаждать.

Наталия Парамонова: А как быть с церковью? Ведь она прививает людям правильные ценности, полезные для общества…

Евгений Миронов: Никто не вправе что-либо насаждать! Я, во всяком случае, против! К сожалению, у людей пропало доверие к церкви. Это так. Я много езжу по стране и знаю не понаслышке. Гармоничных отношений между гражданами и церковью нет. Не хочу никого судить, ибо «не судите, да не судимы будете». На мой взгляд, виноваты обе стороны. И та, которая пытается настойчиво выискивать у священников только грехи, и та, которая теряет доверие, и, честно говоря, ведет себя не самым лучшим образом. Терпимость, взаимоуважение пропали, появилась агрессия с обеих сторон. В такой ситуации лучший лекарь – время. А навязывание духовности и патриотизма сверху приведет только к одному - к появлению новой системы, когда все опять будут любить родину по заданию партии.

Наталия Парамонова: Я не застала советское время, но, как мне кажется, любовь к Родине была, возможно, безосновательной, но искренней.

Евгений Миронов: Любовь к Родине была формальной! Ее ОБЯЗЫВАЛИ любить, а это глупость полнейшая. Когда свобода личности на нуле – это преступление. Чудовищное! У человека вообще не было никакого выбора. Так вот сегодня выбор ему необходимо обеспечить. Если кому-то захочется смотреть ужасные фильмы, глупые, пустые - пусть идет и смотрит. Но и доступ к альтернативе должен быть. К интеллектуальному кино, в частности. К умным театральным постановкам. И люди на них пойдут.

Наталия Парамонова: Вы такой оптимист?

Евгений Миронов: Я не оптимист - я это знаю. Сейчас во МХТ идет спектакль «Идеальный муж», который поставил Константин Богомолов, так на него невозможно попасть! Билетов нет. Туда ломятся все: и политики, и бизнесмены, и люди искусства! Уверен, что интерес к таким постановкам будет везде - и в столице, и в глубинке. Пусть это будет модно. Ненавижу это слово, но это же мода на интеллектуальное! Она нам как раз очень нужна.

Наталия Парамонова: Давайте о вашем Театре наций поговорим. Насколько я знаю, в нем нет постоянной труппы. Получается, к вам может прийти каждый?

Евгений Миронов: Именно! Именно каждый! Нет никаких ограничений. А постоянная труппа отсутствует только потому, что у нас новый вид театра. Мы решили создать некую свободную площадку, которой до сих пор в нашей стране не существовало. Репертуарных театров много. Я сам работаю во МХТ им. Чехова, играю в одном спектакле…

Наталия Парамонова: Да, я видела - «Господа Головлевы». Потрясающая работа!

Евгений Миронов: Спасибо. Так вот, я очень люблю репертуарные театры - когда есть слаженная команда, все актеры «одной крови», все друг друга чувствуют. Но, много работая на Западе, я понял, что есть и другой вариант - проектный театр. И мне захотелось создать в России именно такой. Вокруг множество молодых талантливых людей, которые, не попав в ту или иную труппу, не могут себя реализовать. Я подумал: а почему бы не создать такую площадку, куда может прийти любой режиссер со своими артистами и предложить свои идеи. Сначала этот режиссер делает первый шаг - выходит на малую сцену, потом второй – на большую, а дальше отправляется в свободное плавание. Наш театр дает такой шанс. Более того, постановки с русскими артистами ставят режиссеры мирового класса. Синтез разных театральных школ - это очень интересно.

В Театре наций есть некий актерский костяк. Понимаете, режиссеры, которые стремятся поставить у нас спектакль, в первую очередь смотрят на наш репертуар и на актеров, которые, не скрою, являются для них «приманками». Особенно это характерно для известных «тиранов от режиссуры». Одной из таких приманок, являюсь и я сам. Я много играл на мировых театральных сценах, меня знают, и поэтому нередко знаменитые постановщики соглашаются приехать и поставить свой спектакль именно с моим участием. Иногда мне удается отказаться от участия в нем - не хочу становиться заложником этой схемы. С другой стороны, Константин Райкин и Олег Павлович Табаков в свое время, не кокетничая, привлекали внимание и зрителей, и режиссеров профессионалов собственными персонами. Это абсолютно нормально и профессионально.

Наталия Парамонова: Евгений, а как получается совмещать творчество и руководство театром?

Евгений Миронов: Руководить театром - тоже своего рода творчество, только административное. Техническая работа, которой я занимаюсь вместе с нашим директором. Приходиться организовывать творческий процесс: создавать условия для приходящих к нам молодых режиссеров, чтобы они могли репетировать в хорошем помещении, подбирать художников, следить, чтобы декорации изготавливались в срок ... Наталия Парамонова: То есть еще одна головная боль?

Евгений Миронов: Безусловно. И я очень волнуюсь за все это. Но когда рождается новый спектакль, если он получается, я понимаю, что все не зря. Впрочем, даже если он не получился, ничего страшного. Творчество – та территория, где должны быть и пробы, и ошибки, без этого невозможно движение вперед. Если спектакль все-таки удался, я ощущаю, что причастен к его рождению, и испытываю удовлетворение уже совсем другого свойства - творческое удовлетворение.

Конечно, когда я выхожу на сцену и парю (если у меня есть вдохновение) или мастерю, (когда настроения нет), это нечто иное. Но я всегда, как лягушка на удава, смотрю на тех людей, которые заняты чем-то конкретным. Будь то фотограф, который в абсолютном единении со своим фотоаппаратом сканирует моменты жизни, или слесарь что-то сосредоточенно создающий слесарь. В любом деле - в строительстве ракеты, корабля, или в молитве - везде должно присутствовать творчество. Если, молясь, просто тупо биться головой об пол, в этом не будет смысла, не будет живой ткани, такая молитва безрезультатна. И мое руководство театром - это один из способов участия в творчестве.

Наталия Парамонова: Между прочим, вы много раз говорили, что абсолютно не имели ни руководящих способностей, ни особого желания командовать…

Евгений Миронов: Правда. Даже в классе я всегда находился по росту в самом конце (смеется). Да еще и стеснительным был. А руководитель должен обладать данными природой командирскими качествами, уметь заставлять. И я это в себе искал.

Наталия Парамонова: А не приходилось ли вам играть роль руководителя, использовать свой актерский талант?

Евгений Миронов: Нет, тут играть невозможно. Тебе просто не поверят. И вообще что такое «играть»? Как и Раневская, я ненавижу это слово! Играть – значит притворяться! «Жить!» - говорила она всегда. Если бы я стал играть, мне никто бы не поверил, у меня не было бы команды. Это же не съемочная площадка, где я в кадре командую армией: камера, мотор, поехали, «За Родину, за Сталина!», конница и танки вперед пошли. В жизни совсем иная ситуация: стоят перед тобой люди, настоящие люди, со своими судьбами, которые должны поверить, в то, что твои идеи верны, и только потом пойти за тобой. Сначала нужно поверить самому себе, что ты можешь что-то сделать, и я открыл для себя однажды, что любой человек в самом себе может открыть абсолютно все.

Наталия Парамонова: Все в наших руках – так многие считают. Но мне все равно кажется, что найти в себе потенциал, о котором никогда и не догадывался, – это чудеса какие-то!

Евгений Миронов: Я в чудеса не верю.

ОТДЕЛЬНЫМИ ВРЕЗКАМИ!!!

ОБ ИНТЕРНЕТЕ

Интернет - опасная штука. Гениальная, но опасная. Она развивает комплекс, который дремлет в каждом человеке: я неудачник (ну, или не совсем неудачник, но звезд с неба не хватаю), в реальной жизни многого стесняюсь, а там, в сети, я могу реализоваться. В Интернете есть возможность стать кумиром, оставаясь неузнанным. Это страшная вещь, опасная, потому что она вселяет уверенность, что можно добиться успеха легким путем. В Интернете не надо отвечать на вызов, противостоять, преодолевать препятствия, корчевать пни… Это легкий, но обманчивый путь, дьявольская дорога. Но, безусловно, Интернет – замечательная свободная площадка, она действительно нужна. Лично мне нужна точно. Я вижу реакцию людей на свое творчество. Не всегда это хвалебные отзывы. Но я спокойно отношусь к критике. Более того – считаю ее очень полезной. Без нее нет движения вперед. Абсолютная свобода, которую, дает Интернет, опасна, но тут мы опять возвращаемся к культуре. Чтобы свобода не вредила, нужно поднимать культуру - и тогда все будет хорошо.

Из интервью Наталии Парамоновой

ОБ ИИСУСЕ

От роли Иешуа отказался осознанно. Во-первых, нечто похожее Я уже делал с Мышкиным, во-вторых, это почти Иисус Христос, а его играть нельзя. Не актерское это занятие. Точнее, сыграть можно, но тогда это должна быть твоя последняя роль.

Из интервью журналу "Итоги", февраль, 2006

О ДЕНЬГАХ

Я все чаще вижу в глазах молодых девочек и мальчиков этот страшный огонек – деньги. Им хочется всего, сразу и желательно – быстро. Меня это разочаровывает. Потому что так не бывает.

Из интервью журналу «Кампус», №2, 2013