ИНТЕРВЬЮ С ЕВГЕНИЕМ МИРОНОВЫМ

www.mariinsky.ru
01.05.2012
Светлана Никитина

Вам проще или, может быть, интереснее играть «лучшего злодея», простого человека или «положительно прекрасного» героя?

Вы знаете, нет ни «лучшего злодея», ни «положительно прекрасного» героя. Бывают персонажи, герои, в которых совмещается все.

Возможно, поэтому в литературе так мало «положительно прекрасных» героев?

Да, потому что их не бывает в природе. Поэтому и Достоевский очень мучился. Прежде чем написать Мышкина, он изучил мировой опыт положительных героев и пришел к выводу, что практически есть только Иисус Христос – как историческая Личность, да еще Дон Кихот, который, впрочем, Сервантесом описан с юмором…

Но есть же еще мистер Пиквик, епископ Диньский из «Отверженных» Гюго…

Они не в чистом виде «положительно прекрасные» герои. В чистом виде это не просто очень сложно, это невозможно. И Мышкин для меня все равно не совсем человек. Он обладает таким набором качеств, без отклонений каких-то, без комплексов, что кажется несколько дистиллированным...

Русский Христос?

Да, можно и так назвать.

Согласны ли Вы с мнением, что актер может и должен быть режиссеру цензором?

Безусловно. Обычно говорят, что актер – это адвокат своей роли. Но он же, безусловно, и прокурор. Если он не будет смотреть на своего персонажа со стороны, критически, то не увидит в нем и тех качеств, которые хотел бы защищать. Вот так – две стороны.

Когда Вы играете, то сопереживаете своему персонажу, впускаете в себя? Как происходит процесс перевоплощения?

Вы такие вопросы задаете, на которые коротко не ответить… Перевоплощение – это очень сложный процесс. На самом деле я на репетиции изучаю персонаж полностью, на клеточном уровне, а потом, когда его играю, я уже не со стороны, что называется, смотрю на него, а нахожусь полностью «в шкуре» этого человека. И всему, что со мной происходит, сопереживать должны уже зрители.

Актерская работа – это, в том числе, показ эмоций, препарирование поступков и побуждений. Вы не считаете, что копание в человеческой низости для понимания персонажа отравляет душу?

Нет, я так не считаю, потому что весь Достоевский на этом построен. И, дойдя до дна, поняв все слабости человеческие, наоборот, возвышаешься. Понимаешь, куда можно прийти после очищения.

Вы сыграли в фильме «Превращение» по мотивам новеллы Кафки. Каково это – выходить из роли насекомого?

Это был все-таки фильм. Мы снимали где-то месяца полтора, и не помню, чтобы мне нужен был выход. Помню, что было очень интересно, особенно благодаря режиссуре Валерия Фокина.

Встречали ли Вы людей, чей профессионализм и личные качества внезапно и в корне что-то изменили в Вашей жизни, возможно, повлияли на Ваше мировоззрение?

Да, безусловно. Одним из таких людей, с которым мне посчастливилось встретиться, был Солженицын. И мировоззрение в корне изменилось, и внутреннее состояние…

Пелевин устами своего литературного героя сказал: «Возможно, из-за того, что всю свою жизнь я примерял и носил разные маски, я ничего не ценил так высоко, как искренность». Это высказывание применимо к Вам как актеру и человеку?

Да, безусловно.

Потому что Вам приходится дистанцироваться от человеческого любопытства или из-за разных масок, которые приходится примерять?

Нет. Просто искренность для меня – это лакмусовая бумажка. Равно и в жизни, и в творчестве. А если говорить про героев, то выявить в них правду и истину – это и есть, наверное, способ найти искренность, которая существует в каждом из нас.