СТЕНОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

theatreofnations.ru
12.09.2011

В пресс-конференции участвовали:

ЕВГЕНИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ МИРОНОВ – художественный руководитель Театра Наций
ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ПИЧУГИН – и. о. директора департамента инвестиционной политики и реставрации Министерства культуры РФ
АЛЕКСАНДР ДАВИДОВИЧ БОРОВСКИЙ – главный художник проекта реконструкции Театра Наций
ТУФАН ИМАМУТДИНОВ – режиссер спектаклей "Сиротливый Запад" и "Шоша" Театра Наций
ИРИНА ДМИТРИЕВНА ПРОХОРОВА – соучредитель Фонда Михаила Прохорова – генерального партнера Театра Наций
БОРЩЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ – владелец парк-отеля "Грумант", спонсора Театра Наций
ОКСАНА ЮРЬЕВНА БЕРЕЗИНА – директор по маркетингу компании Visa – официальной платежной системы Театра Наций


МИРОНОВ: Здравствуйте, дорогие друзья! Прекрасно, что сегодня не идет дождь. Это мы заказали тоже. Это входило в смету. Не думал, что доживу до этого радостного дня, честно вам скажу, но, слава Тебе, Господи, это состоялось: мы начинаем нашу пресс-конференцию, посвященную очень для нас важному событию, и не только для нас важному, я думаю, что и для всей страны – открытие исторической сцены Театра Наций. И речь моя будет короткая. Я начну с хронологии. Хочу сам вспомнить, а может, и вам напомнить, если кто-то не помнит, с чего все начиналось.

В декабре 2006 года я стал худруком Театра Наций. Я сразу понял объем катастрофы. Как выразился Александр Давидович Боровский в интервью: "Как будто бомба упала". И понял вторую вещь: что помощи ждать неоткуда. Так получилось, что в мае на Совете по культуре при Президенте состоялась встреча с Владимиром Путиным. В мае 2007 года. Через неделю, как и обещал, Владимир Владимирович мне позвонил и сказал, что поддерживает новую концепцию Театра Наций и принимает решение финансировать реставрацию, реконструкцию этого здания. Замечу вам, чтобы вы понимали, как все непросто, что я сейчас неправильно выразился. В постановлении правительства звучит – "реставрация с элементами реконструкции", поскольку имеется в виду основное здание историческое, но мы имели в виду еще и пристройку, в которой мы сейчас находимся. Да, это новая сцена, малая сцена, плюс много вещей, наверняка Саша рассказал: мы должны были уйти вниз, это все уже к памятнику не имеет отношения, но состыковать все было невозможно. На это потрачено было два месяца. Вот только одну фразу составить. Потом все-таки это случилось, и мы двинулись дальше в путь, и началась реконструкция с элементами реставрации.

Первоочередной задачей для нас было – поменять проект, который был двадцатилетней давности. Чтоб вы понимали, предположим, кондиционирование большого зала сейчас, с суперсовременной осветительной технической аппаратурой, напоминало бы, при том кондиционировании, которое было заложено, ну, доменную печь. И вот так все. Мы решили, честно говоря, идти по большому счету, по гамбургскому счету, и попробовать поставить для себя максимальные задачи и попытаться сделать, вообще, так, как нам хочется. Сделать новый театр, в идеале.

Первое: мы хотели сделать большой зал трансформером. Второе: освобождение пространства для зрителей в фойе и перенос гардеробов и каких-то подсобных помещений на нижний уровень. Во-первых, нужно было выяснить, возможно ли это – там протекает река, – и, если это возможно, то, значит, перенести туда часть вот этих помещений. Третье: малую сцену, принципиальный для нас шаг, потому что этот проект был для экспериментов. Без места для молодежи никакой театр сегодня не может функционировать. Четвертое: репетиционные залы здесь были очень маленькие – две комнаты, я бы сказал. Сделали полноценные репетиционные залы и для малой сцены, и для большого зала. Суперсовременное техническое оснащение, которым должен обладать театр 21-го века. И гармонизировать – очень важная вещь, акцентирую – гармонизировать внешний облик здания с внутренним убранством. Соединить историю знаменитого театра Корша с сегодняшним днем Театра Наций. Убрать немыслимое количество налепленных нелепостей без вкуса, дизайна, случайностей, накопившихся за 70 лет советской власти, которые, кстати, многие были зафиксированы и внесены в протокол, как тоже относящиеся к памятнику. Но это доходило до смешного. Просто осталась краска покраски стен Московского художественного театра ярко-зеленого цвета. Ну, естественно, поскольку это был филиал, покрасили стены внутри в фойе в этот цвет, жгуче-зеленый, как этот микрофон. И это было зафиксировано, что это – памятник и нельзя было нарушать такое. Но все это обсуждалось и курировалось нашим главным художником по реконструкции, по реставрации с элементами реконструкции, Александром Давидовичем Боровским. Дальше я столкнулся с тем, что все вышеперечисленное – невозможно. По разным причинам: есть объективные причины, как застарелое законодательство, иногда субъективные, как – я с таким впервые сталкивался, но не думал, что до такой степени неповоротливая бюрократическая машина, и где-то приходилось нам идти на компромисс, к сожалению, а где-то мы шли и ломали своей головой стену. И все остальное – подробности: фамилии, клички, звания – в мемуарах, обещаю, но ближе к пенсии, иначе не доработаю.

Хочу вам сказать, что, несмотря на этот нелегкий путь строительства, у нас стояла не менее важная для нас задача – построить театр изнутри, построить, придумать новую структуру театра, мы на это замахнулись. И, работая практически в военном режиме, потому что тут стройки, а мы должны были уже играть, уже работать, мы ни на день не прекращали нашу творческую жизнь. И через четыре года, шесть месяцев мы сформулировали платформу Театра Наций, как новый тип открытого театрального пространства с несколькими направлениями: театр – без труппы, с постановками великих режиссеров с русскими артистами, экспериментальный центр молодой режиссуры, фестивальный центр, как международный, так и региональный. И все это время мы арендовали для репетиций, для показов спектаклей театры, дома культуры, павильоны, ездили на гастроли по стране, получали награды за это время. И получали критику. Иногда нас поддерживали, иногда нас и опускали, что, может быть, и полезно было. Но самое главное – я вам могу сказать, что все это время мы старались доказать, прежде всего самим себе, я говорю сейчас о всей команде Театра Наций, что мы – серьезные ребята, что мы хотим что-то изменить, а может, улучшить, в сегодняшнем театральном процессе. Мы назначили день: 15 сентября, как вы знаете, открываются стены этого здания, первые зрители войдут в него, первый выход на новую самую, родную сцену после долгого перерыва. А дальше – опять работать, новые планы и фантастические идеи. Вот. Коротенько. Но это четыре года жизни.

Дальше хочу представить, мы сейчас пойдем по порядку, очень важных людей в жизни нашего театра и моей личной жизни, которые на протяжении этого времени были с нами, поддерживали нас и не развернулись в самые непростые моменты. Прежде всего, это – Министерство культуры, потому что они наши учредители. Константин Черепенников, к сожалению, сегодня не смог приехать, но я ему благодарен, потому что он курировал эту стройку и принимал вместе с нами кардинальные решения для того, чтобы ускорить эти решения, и я рад, что приехал Вячеслав Владимирович Пичугин, представитель из Министерства культуры, которому сейчас я и даю слово.

ПИЧУГИН: Спасибо. Действительно, сегодняшнее событие знаменательно, оно долгожданно, в подобных проектах участвовало Министерство культуры такими глобальными, серьезными решениями, и мы действительно сегодня испытываем, помимо чувства большого удовлетворения от проделанной работы, от совместного, действительно, как правильно отметил Евгений, нелегкого труда, испытываем еще чувство такого, знаете, неописуемого торжества, потому что мы видим, во что нам удалось воплотить усилия совместные. При этом вы сами сегодня видели результат нашего совместного труда. Это настоящая новая суперсовременная площадка, и, мы надеемся, она будет визитной карточкой современного театра. И нам приятно осознавать, что мы внесли здесь свою скромную лепту. Огромное спасибо за терпение...

МИРОНОВ: Пожалуйста…

ПИЧУГИН: …за то, что, как Вы правильно подметили, ну, скажем так, собственной головой сумели пробить эти тяжелейшие бюрократические препоны, которые периодически возникают. Но я думаю, что результат окупает все наши затраты. Желаю вам огромных творческих успехов и удачи!

МИРОНОВ: Спасибо большое! Я... вот все, что я говорил про нашу деятельность, про планы и про всю будущую деятельность, я вам могу сказать очень серьезно: сегодня этим очень трудно заниматься, а прогнозировать будущие планы вообще тяжело без серьезной государственной поддержки. То, что мы сформулировали за эти годы, да, концепцию театра, она невозможна без финансовой поддержки, это, конечно, надо. Если это не надо, я подумаю, заниматься этим дальше или нет. Но поскольку сегодня праздник, я вам могу сказать, что праздник у меня в душе прежде всего потому, что со мной рядом до конца люди, без которых ничего бы не вышло и не получилось. Вы видели, я не зря говорил, мы работали все это время, но если бы не протянутая рука помощи, в первую очередь, от Фонда Михаила Прохорова, – по своей воле, я не звонил, я не звал, нет – мне раздался звонок об этой помощи, и дальше мне звонили… Самое главное, понимаете? Потому что когда я ходил просить денег, другие не понимали. "Ну, то, то, то, а кто Вы вообще? Ну, Вы – артист, как Вас там? Мусульманин? Апостол? Да, то-есть, а дальше что?" Необходимо было доказать, что мы на что-то способны. А чтобы доказать, должны были требовать деньги. На что? Нам протянули руку помощи мои... ну, могу сказать, что это стали друзья, вообще, мои большие. В первую очередь, это, конечно, Миша и Ирина, которые мало того что поддерживали Театр Наций, а еще предлагали свои собственные программы, ведь мы участвовали в совместных фестивалях, и это уже стало таким творческим симбиозом. Поэтому я с удовольствием предоставляю слово Ирине Дмитриевне Прохоровой.

ПРОХОРОВА: Во-первых, Женя, я хочу от Фонда Прохорова и от моего брата Михаила лично, его учредителя, поздравить Вас с этим праздником, с этим замечательным днем. Ну, действительно, если вспомнить, как все это начиналось в этом тяжелейшем состоянии, и теперь это новый театр, ну, вот все-таки жизнь преподносит какие-то сюрпризы, что мечты все-таки сбываются. В качестве вступления хочу сказать, что здесь редактор Нового Литературного обозрения готова публиковать ваши мемуары. (Смех.) Это надо попробовать.

МИРОНОВ: Хорошо!

ПРОХОРОВА: А теперь уже от фонда я хочу сказать несколько слов. Действительно Театр Наций как конституция, как концепция, я бы сказала, – не только феномен, современный очаг театральной жизни, но и, мне кажется, то, что было сделано и то, что Театр Наций, даже не имея собственной площадки, имел какие-то замечательные спектакли, какие-то новаторские потоки в другом понимании, что такое современный театр – само по себе очень ценно. Мне кажется, то, что чрезвычайно важно, – это попытка выстраивания традиций. Этот театр состоялся уже как площадка. Это, и направления какие-то, и веяния.

МИРОНОВ: Я хочу вам представить еще одного человека, моего большого друга. Михаил Борщев сегодня с нами. Вы знаете, не буду вам рассказывать, оставлю для мемуаров все тонкости нашей жизни, но Миша прошел с нами весь этот путь, и благодаря его помощи, прежде всего, команда театральная могла достойно работать: без его помощи нашим молодым режиссерам и талантам их направления вообще бы не было. Я вам могу сказать, что поскольку отель "Грумант", который Миша курирует, группа "Грумант", находится под Тулой, то мы в какой-то момент, – а я так подумал, что я ни разу не был вообще в Ясной Поляне, не был в этих местах, – мы всем театром поехали. Этот импульс вообще, от человека к человеку, рождает творчество, творческий импульс, и мы уже весной сделали мини-фестиваль Театра Наций. Я надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Миша – тебе слово.

БОРЩЕВ: Я буквально два слова хотел сказать. Евгений Витальевич, он, несомненно – талантливый актер, и то, что он четыре года строит театр, и смотря на то, как это проходило, сейчас могу тебе сказать что ты – не только талантливый актер, талантливый художественный руководитель театра, но и талантливый строитель и организатор.

МИРОНОВ: Не дай Бог!

БОРЩЕВ: Все это произошло благодаря его энергии, благодаря его активности. На моих глазах это происходило так, как это происходило, но все это было тяжело, все это было непросто, и то, что мы финансировали, с точки зрения... рабочих. Евгений Витальевич талантлив во всем. Талантливый человек – талантлив во всем.

МИРОНОВ: Миша, спасибо. Спасибо. Мы продолжаем нашу встречу. Я очень рад представить замечательных людей, которые также решили помочь нам. Я хочу представить директора по маркетингу "Визы" Оксану Березину, которая сегодня с нами, представляет свою компанию. Это совсем недавнее знакомство, но надолго, вот, я на это надеюсь.

БЕРЕЗИНА: Я в этом уверена! Спасибо большое, Евгений. Добрый день, дамы и господа. Во-первых, я бы хотела, конечно, поздравить весь Театр Наций и лично Евгения Миронова с этим грандиозным событием. Для нас большая честь быть партнером Театра Наций. Для "Визы", как для компании, большой опыт поддержки важнейших культурных и спортивных мероприятий в России, и не только в России. Это, конечно, большая заслуга Евгения – и в том, что он открыл этот театр, и в том, что он развивает культурное движение в России, поддерживает новые театральные и культурные традиции.

Для "Визы" Государственный Театр Наций также является уникальной площадкой для "общения" с владельцами премиальных карт Visa, которые будут иметь особенный, привилегированный доступ в театр. Я очень надеюсь на развитие нашего сотрудничества. Спасибо.

МИРОНОВ: Спасибо, Оксана. Я уже говорил... нет, не говорил, сейчас говорю, что мы 15 сентября открываем наш театральный сезон. Все, кто когда-то что-то строил или делал ремонт в своих квартирах, у тех было ощущение после ремонта, что тут не так, тут надо подделать, переделать... Поэтому следующий сезон для нас сложный. Тем не менее, мы приняли решение волевое, что мы не просто его осваиваем, это помещение, все помещения, мы работаем так же активно, не останавливаясь. Поэтому уже до Нового Года предстоят три премьеры. Одна – премьера молодого режиссера: это наша экспериментально-молодежная программа. Это – Туфан Имамутдинов, он поставил замечательный спектакль у нас в театре – "Сиротливый запад", и теперь это – "Шоша" по роману Зингера. Правда, премьера будет еще пока не здесь, не на малой сцене нашего Театра Наций, а в филиале театра Маяковского. И я знаю, что Туфан речь не готовил: сейчас 12 сентября – вы понимаете, что сейчас мы открываем театр, параллельно ведем переговоры о декорациях спектакля Туфана и там много всяких накладок, как это всегда бывает в любом театре. Тем не менее... у нас это все осложнено еще "въезжанием" в новые апартаменты наши. Тем не менее Туфан здесь с нами. Я тебе желаю большой удачи, и, пожалуйста, скажи несколько слов.

ИМАМУТДИНОВ: В первую очередь, во мне живет благодарность, что мой первый спектакль состоялся именно в этом театре. И что именно этот спектакль я хотел сделать, и именно с теми актерами, с которыми я хотел это сделать, и не было какого-то выше распределения, и именно могло быть какое-то чистое творчество, и я нашел его именно здесь. Поэтому...

МИРОНОВ: Расскажи про спектакль.

ИМАМУТДИНОВ: О спектакле: это – "Шоша" по роману Исаака Башевиса-Зингера, очень камерная семейная мистическая драма, теплая даже. Про то, что выбор человека в его воле и в четких предлагаемых обстоятельствах. Люди в городе Варшава, люди окружены и – что делать? Как жить? Существует какая-то растерянность, но все равно желание жить и желание получить удовольствие, желание что-то постичь – оно все таки не умирает, больше обостряется. Поэтому именно это пограничное состояние мне было близко, и поэтому я хотел его показать, выразить, и если мне это удалось – замечательно. Приходите.

МИРОНОВ: Какие числа?

ИМАМУТДИНОВ: Премьера 29-го сентября на малой сцене театра Маяковского. Всех ждем!

МИРОНОВ: Да! Дальше, уже в июне репетировал замечательный режиссер Андрей Могучий спектакль "Circo Ambulante", скоро снова начинаются репетиции этого спектакля. Когда у нас премьера? 29 ноября состоится премьера спектакля здесь, в Театре Наций, на большой сцене. Главные роли играют Лия Ахеджакова и Альберт Филозов. А также огромное количество молодых артистов.

В это время, пока репетируется этот спектакль на большой сцене, здесь на малой... (Раздается грохот.) Жива, нет? Ну ничего... Ружье! В это время начинает репетировать здесь Томас Остермайер, художественный руководитель немецкого театра Шаубюне, пьесу "Фрекен Жюли", и если, Бог даст, все нормально, 20 и 21 декабря – премьера состоится также на большой сцене нашего театра.

Дальше не хотелось бы загадывать, тем не менее, как всегда по программе, состоится Фестиваль малых городов Франции, в июне – Фестиваль театров малых городов России: это наш любимый фестиваль, он пройдет в городе Лысьва Пермского края. Это стал почти постоянный город для этого фестиваля, тем не менее, я вам говорю, год – в Лысьве, год – мы выбираем театр, которому необходимо помочь, в котором необходимо сделать фестиваль, для того, чтобы там это произошло и привлечь внимание к нему. У нас гастроли, планы, гастроли, планы… Что рассказать вам еще? Я вам это все говорю, а сам не верю своим словам, ей-Богу. Не верится, что все это уже здесь, что мы сейчас не будем договариваться с театром, и понедельники эти несчастные, все понедельники же сдаются, и мы вынуждены договариваться, сводим афишу на эти понедельники. Неужели это правда? Саш?

БОРОВСКИЙ: Правда!

МИРОНОВ: Да я хотел бы передать тебе слово.

БОРОВСКИЙ: Не надо!

МИРОНОВ: Надо! Ты сегодня уже много рассказал, тем не менее, скажи свое впечатление от этого процесса, тем не менее, хоть что-то скажи. Во-первых, это твой не первый опыт строительства театра.

БОРОВСКИЙ: Во-первых, это мой не первый опыт работы в театре. Но все равно этот опыт очень отличается. Театр открывается, но все равно будем потихонечку достраивать. Я думаю, что через год здесь все будет гораздо лучше.

МИРОНОВ: Сейчас идут репетиции, и 15 сентября у нас состоится концерт, который делает режиссер Василий Бархатов, в котором участвуют выдающиеся артисты совершенно разных направлений – это и балет, и опера, и драма. Мы решили рассказать об истории этого здания, и ее будут рассказывать знаменитые европейские режиссеры, мировые, а также много других направлений жанров, национальностей, короче – Театра Наций. Вот такой будет концерт. Теперь Вы можете, если есть, задать какие-то вопросы.