В ТЕАТРЕ НАЦИЙ ДАВАЛИ ПРЕМЬЕРА

Газета "Коммерсантъ" №173
16.09.2011
Андрей Колесников

Как Владимир Путин сыграл на авторитете

... В зал вошел Владимир Путин вместе с Евгением Мироновым, хромающим и опирающимся на роскошную трость, которая сделала бы честь хоть Чехову, хоть Станиславскому. Актер сломал ногу на репетиции "Калигулы", когда поскользнулся на залитом водой ковролине. Жуткая, в общем, история. Особенно еще пьеса такая... Уж лучше бы на "Истории солдата", что ли... Было бы не так обидно. ...

Премьер пару минут послушал репетируемую песню, а потом поднялся на сцену: ему предложили по старой театральной традиции приколотить серебряную монетку к сцене.

— Танки Вы водите. Самолеты тоже. Но монету еще не забивали... – обратился к премьеру Евгений Миронов.

Владимир Путин начал прибивать к сцене монетку, в которой уже была заботливо проделана дырка, но вдруг остановился и попросил подойти мэра Москвы Сергея Собянина, который только что трогательно держал под руку Евгения Миронова, когда тот поднимался на сцену.

Сергей Собянин сначала не понял, зачем он нужен, но кто-то из добросердечных артистов пояснил ему:


— Да гвоздик надо подержать...

Сергей Собянин машинально кивнул.

Оказалось, что на самом деле Владимир Путин хотел, чтобы Сергей Собянин тоже приколачивал монетку. Потом молоток перешел в руки господина Миронова и, наконец, вернулся к господину Путину. Но на этом театрально-строительная идиллия не закончилась.


— Там рояль в кустах! – крикнул один из артистов (голос был подозрительно похож на тот, что разъяснял мэру про молоток).

За кулисами и в самом деле оказался рояль.


— Сыграйте, Владимир Владимирович! – попросил и господин Миронов.

— Да? – с сомнением переспросил тот. – Мой репертуар ведь ограничен... "С чего начинается Родина?"

Это был вопрос. И у присутствующих не нашлось мгновенного ответа. Премьер тогда сел за рояль и двумя руками начал играть до боли знакомую мелодию.

— И квартет поможет! – воскликнул Евгений Миронов. – Подхватите?

Квартет, который был на сцене, протиснулся к роялю.

— Вы долго тренировались! – сказал актер премьеру.

— Да ладно! – откликнулся господин Путин.

— Ну, по сравнению с тем, как было в тот раз (на благотворительном концерте фонда "Федерация" в Санкт-Петербурге – "Ъ")... И споем!

— Правда, что ли?! – не поверил премьер.

Три девушки, актрисы театра, несмело приблизились к роялю. Премьер заиграл, они попробовали соответствовать словами, но так получалось, что они вынуждены были в такт мелодии постоянно начинать песню заново.

Через несколько минут в ресторане (а это единственное пока работающее помещение театра) премьер пил с артистами чай. Премьер припомнил, что реальная работа по реконструкции театра началась в 2007 году, когда в нем появился Евгений Миронов.


— И когда моя записка дошла до Вас с мольбой – выслушать!.. – уточнил актер.

— Да, – подтвердил премьер. – Но дело в том, что здесь появились люди не просто талантливые, но еще деятельные, которые взяли реально все это в свои руки и довели до конца, что не так часто бывает... Потому что далеко не всегда, когда выделяются государственные средства, они расходуются эффективно, и, главное, работа заканчивается в срок...

Действительно, с 2008 года по 2011-й театру было выделено 2 млрд 232 млн руб., то-есть, государство потратилось. Конечно, на небольшой в сущности театр. Но талантливым, да еще деятельным людям, ей-Богу, не жалко.

— К тому же, насколько мне известно, в позапрошлом году при археологических раскопках здесь нашли и клад из монет Василия Шуйского. Где деньги? – поинтересовался премьер.

— И я думаю: где они?.. А они у Вас, Владимир Владимирович, раз Вы знаете об этом... – поддержал разговор Евгений Миронов. – Да нет, на самом деле, слава Богу, на трех монетах все благополучно закончилось.

Премьер поддержал идею расширения театрального пространства и создания целого театрального квартала и международного театрального центра, но аккуратно возложил исполнение этой идеи на городской бюджет и лично на Сергея Собянина, пообещав:

— Мы с Женей будем рядом, будем вам помогать, конечно!..

Впрочем, Евгений Миронов хотел все проблемы решить прямо сейчас. Он рассказал, как сам занимался строительством:

— Но больше, я Вам скажу честно, нет сил, мы просто погибнем! Вы сейчас так поджали губу (так и было – А.К.)... Я буду просить действительно денег, и мне не стыдно их просить у Вас, потому что я знаю, что это очень важное и серьезное дело!

— Мне не стыдно сказать, что денег нет, – отреагировал премьер.

— Да, Владимир Владимирович... – вздохнул актер.

— Но будем искать, – добавил премьер.

— Вот это самое главное! – воскликнул актер. – Я знал, что Вы не сможете нас кинуть!

— Я вообще никогда никого не кидаю, – быстро оговорился премьер.

— Мы же всегда в ответе за тех, кого приручили... – произнес Евгений Миронов.

Добавить к этому было нечего.

Но Евгений Миронов добавил – еще несколько десятков миллионов:


— Тут есть ориентировочный бюджет, который мы написали... чем мы занимались, честно... и, честно говоря, скромно...

— Это Александру Алексеевичу (Авдееву, министру культуры – "Ъ"), – кивнул премьер. – Письмо?.. А я прямо сейчас ему и распишу – Авдееву...

Актер заглянул через руку премьеру, пытаясь разглядеть, что тот пишет:

— Первое слово вижу... А второе какое слово?

— А как Вы думаете? – переспросил премьер.

— Я думаю, что "решить эту проблему"...

— Это было бы поверхностным решением, – сообщил господин Путин. – "Прошу рассмотреть".

— Меня предупреждали, что не очень хорошо вот так делать, да? – испытующе посмотрел актер на премьера.

— Наплюйте в глаза тому, кто Вам так сказал! – помог ему пережить это господин Путин.

Актрисы театра начали было рассказывать о том, какая замечательная здесь атмосфера и как внимательно тут относятся к молодым актрисам, но через несколько минут Евгений Миронов естественным образом вернулся к ежегодному бюджету театра в 50 млн руб., которые дает государство.


— А учитывая, что один фестиваль, предположим, современного искусства стоит 30 млн... – намекнул Евгений Миронов.

— Александр Алексеевич, сколько можно добавить, как Вы думаете? – обратился премьер к министру.

— Мы можем удвоить... – быстро ответил тот. – А если еще увеличивать, придется кого-то тогда ограбить – либо Олега Павловича (Табакова, художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова – "Ъ"), либо...

— Зачем?! Причем здесь это?! – охнула Чулпан Хаматова.

— Дело в том, что у нас висят два монстра, но Большой театр ладно, мы его сдаем... и выдающаяся стройка – это Мариинка-2... – разъяснил министр.

Премьер предложил министру все-таки найти деньги и даже добавил, что правительство может добавить на это министерству из бюджета.


— Я пошутил! – воскликнул Александр Авдеев. – Олег Павлович на меня не обидится!..

...