ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОНЕЦ СВЕТА

Газета "Московский комсомолец в Саратове" №25
15-22.06.2011
Татьяна Лисина
(по материалам пресс-конференции)

IX Фестиваль театров малых городов России, прошедший в начале июня в Балакове, предоставил корреспонденту "МК в Саратове" возможность задать вопросы его именитым организаторам. ...

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ЛЮБЛЮ ЛИПКИ И ЧИСТЫЕ ПРУДЫ

— Только что все с удовольствием посмотрели на Вас в новом телефильме о Достоевском. Что Вам запомнилось из съемочного процесса?

— Он занял очень большой период в моей жизни – почти год. Ярче всего запомнилось, пожалуй, то, что каждый день шла война. Война со сценарием, неравноценным такой личности. Мы должны были не упустить ничего из того, что интересно: и из жизни, и из творчества писателя. Поэтому мы с режиссером картины Владимиром Ивановичем Хотиненко вжились в материал, обложились литературой, мемуарами, письмами, воспоминаниями. Хотелось, чтобы получился не хрестоматийный образ из ЖЗЛ, а человеческий взгляд на эту личность.

— Интересно Ваше сугубо личное отношение к Достоевскому. Ведь не секрет, что в нашей стране этот писатель со своей идей, что русский народ – народ Богоносный, что нельзя строить счастье общества ценой жизни одного (даже одного!) ребенка, был, скажем помягче, не в чести.

— Но его Иван Карамазов такой монолог против Бога произносит! Советские власти выбирали из романов Достоевского то, что им было на руку.

— И все-таки мне интересно именно Ваше личное отношение к писателю.

— Вы знаете, мое личное отношение к Достоевскому не поменялось к нему, как к величайшему писателю, который опустился до таких глубин своего собственного человеческого сознания, что многие его даже не могут воспринимать. И не воспринимают. Думаю, не воспринимают Достоевского те, кто так откровенно посмотреть в себя, как он, неспособны. Это метод не для слабонервных!

Но у меня не то чтобы изменилось, а образовалось более полное отношение к нему, как к человеку. Я мало знал обстоятельства его жизни. Знал, что она была тяжелой. Но только когда прошел весь его путь, понял, что это был сложнейший человек. Поэтому, безусловно, трудно было его женам. Тем не менее я его очень полюбил. Расставаться с ним было жалко и тяжело, честно Вам в этом признаюсь.

— Можно узнать, какой из его романов Вам особенно дорог, интересен, может быть, любим?

— "Братья Карамазовы".

— А Ваш самый любимый писатель?

— Не могу сказать четко и однозначно. Вот в последнее время я столкнулся в работе с Альбертом Камю.

— Вы играете главную роль в "Калигуле" – спектакле Государственного театра Наций, художественным руководителем которого являетесь.

— Да. А сейчас читаю эту вещь в полном объеме. Мне это безумно интересно. Чувствую себя так, как будто нашел клад. Или открыл остров. Такое в моей жизни случается часто. И мне это интересно. А вот романа, к которому бы постоянно возвращался, назвать не смогу.

— А любимый режиссер у Вас есть?

— Да, Висконти.

— Вы – ученик Валентины Александровны Ермаковой. Какой эпизод общения с ней на Вас произвел наиболее глубокое впечатление?

— Самое сильное впечатление связано с тем, что с первого курса она меня чуть не выгнала. Она поставила мне "три с минусом". Это была реальная угроза стать отчисленным. Понял, что профессия серьезная, что шутить с ней нельзя, что мне остается одно – доказать свою состоятельность! И я стал доказывать, доказывать... И с того самого момента доказываю это всю жизнь.

— Сейчас Вы бываете в Саратовском театре драмы?

— Бываю. Но не на спектаклях, а с гастролями. Недавно были гастроли нашего Театра Наций. Поэтому, к сожалению, ничего не видел из того, что идет в театре сейчас. Не получается.

— Ваше любимое место в Саратове?

— Липки. Потому что какое-то время жил недалеко от них – на улице Радищева, недалеко от того места, где когда-то был планетарий, а теперь церковь "Утоли моя печали".

— А в Москве?

— Чистые Пруды, потому что я там живу.

— Москва стала родным городом?

— Да, вполне.

— Вы успеваете смотреть спектакли в других театрах столицы?

— Да, мне это интересно и на это я время нахожу. Сейчас приезжаю в Москву в те дни, когда там проходит Чеховский фестиваль. Очень хочу посмотреть спектакль, который поставил Робер Лепаж. Этот канадский режиссер на сегодняшний день, пожалуй, один из наиболее интересных режиссеров в мире. Буду смотреть его спектакль "Эоннагата".

— Что из мира искусств в последнее время произвело на Вас наибольшее впечатление? И что разочаровало?

— Меня потряс спектакль того же Робера Лепажа "Липсинк". Он идет 9 часов. Я и не думал, честно говоря, что вообще высижу 9 часов и что на меня это произведет такое глубокое эмоциональное впечатление. Я в театре плакал так, как давно не плакал в жизни. Что меня разочаровало? Можно, не буду Вам об этом говорить? Поверьте на слово, что разочарований у меня до досадного много.

— Как Вы оцениваете состояние нашего кинематографа? За последние годы оно улучшилось, осталось без изменений, ухудшилось?

— Оно ухудшилось, и весьма значительно.

— Никакой надежды на то, что дело поправится, нет?

— Все зависит от того, как мы наладим кинопроизводство. Это касается, в первую очередь, учебы киносценаристов. Да и всего, что относится к профессии. У нас очень хорошие кинооператоры. И артисты. Но нет идей.

ДИПЛОМАТИЯ ЧИНОВНИКОВ

К досаде переполненного зала, на церемонии закрытия IX Фестиваля театров малых городов России губернатор Павел Ипатов замялся, забыв имя его главного организатора. "Евгения, Евгения забыли!" – тут же нашелся, рассмеявшись, ничуть не обескураженный этим Евгений Миронов, по чьей инициативе фестиваль на этот раз состоялся в Саратовской области – в городе Балаково.
...