КУЛАКОМ ПО СТОЛУ

actualcomment.ru
14.04.2011
Мария Потоцкая, Татьяна Роднянская

Актер и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов – о своей переквалификации в администратора, региональных театрах и доверии к власти. Специально для "Актуальных Комментариев".

— Евгений, пробирались к Вам через стройку, подсобные сооружения – просто экстремальные условия. Это же колоссальные деньги. Сегодня театры все больше становятся зависимыми от спонсоров. Государство не в состоянии (или в нежелании) выделять деньги. Как Вам кажется, это – процесс позитивный, правильный? Или есть в нем определенная степень опасности?


— Никто велосипед не изобрел. Все мировые театры финансируются федеральными или муниципальными структурами. Годовой бюджет Театра Наций – 1 млн. евро. В среднем по миру это цифра в десятки раз выше. Без помощи фонда М. Прохорова мы бы не справились.

— А если закончится поддержка?

— Уйду. Культура в бюджете всегда на последнем месте. Ее первую урезают, забывая, что в бескультурной стране и экономика не поднимется. Государство, где есть только безыдейные режимные рабочие, обречено.

— Театр же – не абсолютная величина. Во главе может стоять неадекватный человек, что обратный просвещению процесс может начаться.

— Дело во вкусе и тактике. Те же спонсоры иногда хотят остаться неназванными. Они формируют круг друзей театра, считая своим долгом поддерживать искусство.

— Это называется меценатство. У Вас есть такие друзья, или только спонсоры, которые хотят брендирования?

— У нас пока нет, но я знаю, что у Мариинки и Большого есть. А позиционирование спонсоров – история не про театр.

— Откуда после 70-ти лет строевого режима и 20-ти лет метаний у тех же руководителей театров вкус?

— Все познается в сравнении. Если сидеть дома одному, ничего не будет. Мне повезло. Я много общаюсь, много где был. Меня не обманешь – я знаю, как строятся театры в мире. Простой пример: у нас в театрах нет прямых кулис в принципе. Они просто неряшливо подвешены и оттягиваются грузом – прямая линия так не получится. Почему нельзя сделать рамку из проволоки, чтобы кулиса была ровной?

— Только учиться, а научить нечему?

— Конечно, есть! Но надо учесть, что в техническом плане мы сильно отстали. Именно в автоматизации процессов работы света, звука, кулис...

— Соответственно, и технического персонала нет...

— Пока нет, но мы отправляем людей на стажировку. Театр Наций достигнет мирового уровня. Уже сейчас с нами работают известнейшие режиссеры. И им интересно работать с нашими актерами.

— Евгений, по ощущению, Вы – олицетворение современного российского театра: честный, искренний, эмоциональный, с гиперболой. В противовес нашему кино, где на первый план вышло социальное и изнаночное.

— Все имеет право на существование. Я понимаю, про какое кино Вы говорите, просто прорвало малолеток. Взяв в руки камеру, они могли рассказать только о себе, о своем детстве. Все по-честному. Думаю, что это пройдет, как и переходный возраст. В театре такое тоже есть. Вот политика ушла, а раньше была Таганка с ее подтекстами и намеками.

— А в мире как с этим обстоят дела?

— Несколько лет назад на наш фестиваль TERRITORIЯ (Евгений Миронов – один из основателей проекта – прим. ред.) мы привезли венгерский театр Kretakor и показали студентам жесткий политический спектакль. Нас после чуть в бетон не закатали – настолько постановка шокировала публику своей правдивостью. У нас, пожалуй, больше всего такими постановками заинтересован Кирилл Серебренников, очень хочу сходить на его новый спектакль "Отморозки".

— В основном молодое поколение интересуется современными постановками?

— Я бы не сказал, есть круг театралов. Он не изменился за последнее время. Можно заразить новых людей театром, чтобы постоянно была потребность погружаться в него. Я по-ретроградски верю в силу искусства, его ничто не остановит – ни политика, ни войны, ни, простите, модернизация.

— Студентам не всегда по карману театр...

— "Рассказы Шукшина" уже который год идут с аншлагами, но, учитывая все сложности по найму площадки и перевозу декораций, мы стараемся держать начальную планку в 350 рублей. Когда площадка Театра Наций будет открыта, точно будем делать студенческие просмотры или давать возможность посетить генеральный прогон.

— TERRITORIЯ тоже способствует привлечению молодых.

— Мы даже начали проводить отбор участников, чтобы не привозить тех, кто просто хочет потусоваться в Москве. Хотя их можно понять. Задача фестиваля – чтобы студенты, вернувшись к себе в город, захотели делать театр сами.

— Пермские культурные проекты показали, что население в регионах тянется к искусству.

— Это, кстати, была первая выездная TERRITORIЯ. Административные ресурсы тогда хорошо сработали.

— В разговоре с Маратом Гельманом мы выяснили, что в этом году, впервые за почти десять лет, увеличилось количество населения...

— Ведь такие мероприятия – информационный повод, люди хотят быть вовлеченными в процесс. Мы еще проводим фестивали при поддержке Минкульта в малых городах России, где театры совсем забыты. И, не представляете, улетев с очередного фестиваля в городе Лысьва в Амстердам, увидел его в списке культурных событий канала Euronews. Я чуть с дивана не упал – крошечный город оказался на карте мира. Там театр стал градообразующим.

— Вам повезло, что в Перми и области интересующееся руководство, а бывают же главы городов, для которых очаг культуры – юмористические шоу.

— Значит, надо кулаком по столу ударить! Я вообще считаю, по культурной деятельности нужно судить работу чиновников. Уверен!

— Вы из служителя муз превратились в служителя России.

— Да, в администратора переквалифицировался. А что делать, сказал "А" – говори "Б".

— А как в одном теле может жить и творец, и управленец?

— Тяжело. Стараюсь не пересекать работу. В день спектакля "Калигула" я трубку не беру, чтобы какая-нибудь "неотгрузка цемента" меня не выбила из колеи.

— Создается впечатление, что у Вас – самоцель...

— Мне интересно попробовать что-то изменить. Не получится, так я хотя бы попробовал. Проблем – уйма. Не представляете, сколько писем я получаю с просьбами помочь из-за того, что я уже что-то сделал и имею доступ к культурным собраниям на уровне Президента и премьера.

— Вам и коллеги доверяют, и зрители, и власть. А сами Вы кому доверяете? Власти?

— Людям. Здесь уместен монолог Калигулы: "Я понял смысл власти: она помогает достичь невозможного". Главное – не переоценить свои возможности. Пока моя цель – закончить строительство Театра Наций и театрального комплекса, чтобы у творческих людей были условия для работы и стажировки у великих. Потом они, в идеале, должны вернуться в свои города и сделать там свой театр.