ИСПОВЕДЬ РЕДКОГО ГОСТЯ

Журнал "Эхо планеты"
07.09.2010
Маргарита Виноградова

Известный актер Евгений Миронов в эксклюзивном интервью "Эхо планеты" рассказал о своем отношении к авангардным течениям в театре и о своих ближайших планах.

— Евгений Витальевич, Вы лично поклонник или противник немецкого инновационного театра?


— Противник? – нет. Я фанат этого искусства. В Берлине я бываю достаточно часто, и мне интересно знакомиться с немецкой театральной традицией не только как артисту, но еще и как организатору театрального дела. Мне хотелось бы перенять лучший опыт и применить его к Театру Наций, которым я руковожу. А поскольку наш театр не репертуарный, он некий театральный центр, мне не хотелось бы изобретать велосипед – на это уходит много времени, а он уже изобретен. Изобретен, в частности, в Берлине. Там есть замечательный Хебель-театр, где на нескольких площадках великолепно организовано то самое действо, о котором Вы говорите, причем организовано небольшим числом людей. На площадках Хебель-театра представлены все формы, все виды живого настоящего искусства.

— Со спектаклем "Рассказы Шукшина" Вы проехали по всей Европе. Интересно узнать, как немецкий инновационный театральный мир принимал Ваш абсолютно реалистический спектакль?

— Как инновационный. Знаете, этот спектакль, видимо, не входит ни в какие рамки, ни в какие направления. Но, разрушая все театральные схемы и системы, будь то Брехт или Станиславский, он попадает в самое сердце. Секрет его успеха я не могу объяснить. Видимо, какой-то синтез автора Василия Шукшина и постановщика латышского режиссера Алвиса Херманиса дает такой поразительный эффект. На любом фестивале – в Амстердаме, в Вене или в Ганновере, наряду с суперавангардными постановками он воспринимался как событие в театральном мире. Я не могу до сих пор разгадать до конца, в чем причина. В этой постановке – само существование человека, данное, с одной стороны, с психологической точки зрения, с другой – с юмористической.

— Как реагировали австрийцы, которые тоже пережили Вторую мировую войну, на бесхитростные рассказы шукшинских героев о войне, в которых столько наших российских реалий?

— Плакали и смеялись в тех же самых местах, где плачут и смеются русские. Разницы нет – будь то в Голландии, в Петербурге или в Киеве.

— Вы постоянно заняты на киносъемках, играете в театре, массу времени требует Театр Наций, фестиваль TERRITORIЯ, которыми Вы руководите. Удалось ли Вам найти время для репетиций с замечательным канадским режиссером Робером Лепажем? Он мечтал поставить с Вами пьесу.

— Я только что вернулся из Франции после встречи с ним. Я был в Экс-ан-Провансе, где у него была премьера оперы Стравинского "Соловей". Мы специально встречались, чтобы договориться о сроках репетиций. Лепаж попал в сложное положение. Его компания "Ex Machina" тяжело пережила финансовый кризис. В ближайшее время он вынужден много работать, чтобы просто заработать деньги. Сейчас он будет ставить в Нью-Йорке в Метрополитен тетралогию Вагнера "Кольцо Нибелунга". Это два огромнейших спектакля, которым Робер отдает все силы и время. В сентябре я снова полечу на встречу с ним, чтобы установить новые сроки нашей с ним работы.

— О каком спектакле идет речь?

— Пока нет названия. Как всегда, у Лепажа это история, которую он как автор и режиссер хотел бы воплотить на сцене.

— Кто Вас поддерживает, вдохновляет при такой огромной загрузке? Каковы Ваши тылы?

— По-прежнему моя семья, близкие мне люди, которых я люблю и кто терпит меня и ждет. А я дома редкий гость, к сожалению, потому что большую часть времени провожу в самолетах и в гостиницах. Но теперь у меня есть мой самый главный тыл – это театр. Это моя стройка – строительство Театра Наций в прямом и переносном смысле. Совершенно новый для меня опыт. Я сам себе поставил сверхзадачу – построить театр. И самому интересно, справлюсь или нет.

— Стройка или мощная реконструкция бывшего театра Корша, который, как известно, был потом филиалом МХАТ, а теперь будет зданием Театра Наций, продолжается уже несколько лет. Конец-то виден?

— Виден, виден.

— Чем сейчас будете заняты?

— В Вильнюсе мы начинаем с Эймунтасом Някрошюсом репетицию "Калигулы" Камю.