ЖИЗНЬ ПОПЕРЕК СТРОК

"Литературная газета" №13
07.04.2010

Несколько лет назад слякотным февральским днем мы искали на одесском кладбище могилу Анны Гавриловны Бовшек. Оказавшись вместе со своим учителем Авангардом Леонтьевым на гастролях в этом городе, просто не мог не принести цветы этой удивительной женщине – актрисе, режиссеру, педагогу. Тем более что я и мои однокурсники по Школе-студии МХАТ не раз слышали от Авангарда Николаевича про ее нелегкую судьбу, в которой переплелись учеба у Станиславского, Сулержицкого и Вахтангова, Первая студия МХТ, работа у Таирова, встреча с писателем Кржижановским, студия художественного слова во Дворце пионеров в переулке Стопани, в конце жизни возвращение в родную Одессу... И если бы кто-то тогда мне сказал у ее могилы, которую благодаря кладбищенским рабочим мы все же нашли, что про Анну Гавриловну и книгу издадут, и телевизионный фильм не только снимут, но и покажут... Скорее всего, я бы не поверил.

Но вышло. Про книгу "Великое культурное противостояние", на издание которой оргкомитет "Акции по поддержке театральных инициатив" выделил грант, "ЛГ" написала обстоятельно, автор рецензии Леонид Колпаков лестно назвал меня даже наследником Анны Гавриловны Бовшек по прямой. Знают читатели и про собрание сочинений Сигизмунда Кржижановского, вышедшее благодаря тому, что все рукописи она не только сохранила, но и сдала в архив. А телеканал "Культура" показал не так давно фильм "Анна Бовшек. Жизнь поперек строк". О нем хочется сказать особо.

Режиссер Игорь Калядин, который взялся за эту работу, человек, скорее всего, не боящийся риска. Потому что сделать 40-минутный фильм о героине, съемок которой практически не осталось, да и фотографий совсем немного, мог лишь тот, кого поразила ее жизнь и судьба. Понятно, что в основе работы – воспоминания учеников Анны Гавриловны о той, теперь уже легендарной студии в Доме пионеров. И действительно, народные артисты Георгий Ансимов, Сергей Никоненко, Геннадий Печников, Алла Мещерякова, а также Рива Левите и Нина Молева рассказывают, каким внимательным и серьезным педагогом была Бовшек, как она тем или иным образом определила судьбу каждого студийца. Но авторам удалось практически невозможное – монологи чередуются с документальными съемками, собранными по крупицам. Вглядываешься в экран и видишь на сцене Колонного зала воспитанников Дома пионеров. Вот мелькнула юная Людмила Касаткина, еще не подозревающая, что станет народной артисткой СССР. Как ребята читали стихи! И как их слушали...

Спасибо очень хорошей актрисе Анне Каменковой, которая читает закадровый текст просто и строго. И безусловно, абсолютно правильным было решение ввести в ткань фильма "Лунную сонату" в исполнении Генриха Нейгауза, с которым героиня фильма когда-то вместе выступала на сцене.

Мне рассказывали, что стоит сейчас набрать в Интернете фамилию Бовшек, сразу выпадает масса материалов о ней. В первую очередь – книга, составленная А.Н. Леонтьевым. Хотелось, чтобы продвинутым пользователям Всемирной паутины выпала радость посмотреть и телефильм Игоря Калядина. Скорее всего, "Культура" его еще покажет. Поверьте, он того стоит. Один мой товарищ сравнил эту работу с "Подстрочником". Разные фильмы и разные жизни героинь. Лилианне Лунгиной повезло – ее воспоминания остались на пленке. Но как здорово, что благодаря успеху телефильма "Анна Бовшек. Жизнь поперек строк" имя этой актрисы, режиссера и педагога укрепится в общественном сознании.

Евгений Миронов, народный артист России