ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ. ГАМЛЕТ ИЗ ПЕТРОВСКОГО ПЕРЕУЛКА

Журнал "Majordom" №3
2009

Актер Евгений Миронов настолько востребован, что у него абсолютно нет времени. Поэтому когда трое студентов МГИМО – Даша Черваненко (4ФП), Дима Старостин (4МП) и Света Девятова (2-й курс магистратуры МЭО) – пришли к нему в гости в Театр Наций (Петровский пер., 3), который он возглавляет, им пришлось подождать: с артиста снимали мерки для новой роли. Но это их не смутило, без пяти минут выпускники хотели поговорить с состоявшимся профессионалом о том, как начать самостоятельную жизнь.

ДИМА: Вы руководитель Театра Наций, а это международная сфера. Вам не нужны специалисты по налаживанию культурных связей?

ЕВГЕНИЙ: Мы недавно поставили рассказы Шукшина и теперь повезем их в мировое турне, оно уже на год расписано, так что без визового отдела нам никуда не деться. А если серьезно, мы столкнулись с большой проблемой. У нас нет людей, которые могли бы вести переговоры. Я только что вернулся со встречи с Робером Лепажем (это сейчас, наверное, самый востребованный режиссер в мире, его жизнь расписана на годы), мы с ним обговариваем возможность постановки спектакля. Но эта встреча – лишь первый этап, дальше переговоры должен вести высококлассный специалист, менеджер. Пока же мы делаем это по принципу "кто как может". А ведь у нашего театра целых четыре международных фестиваля: фестиваль TERRITORIЯ, фестиваль "Новый европейский театр", фестиваль малых городов России, а сейчас еще будет шекспировский фестиваль. Но менеджеров со знанием иностранных языков, которые могли бы вести с нашей стороны эти проекты, у нас нет.

ДИМА: Евгений, у нас в МГИМО есть программа, готовящая спортивных менеджеров, которые будут востребованы на Олимпиаде в Сочи. Почему бы не готовить менеджеров театрального дела со знанием языков?

ЕВГЕНИЙ: То, что Вы сейчас говорите, очень важно. Театр Наций готов вложиться в это дело и организовать совместный курс. Нам это очень нужно. Вы играете в студенческом театре?

ДАША: У нас есть несколько языковых театров – испанский, немецкий... Я участвую в постановках французского театра.

ЕВГЕНИЙ: Нравится?

ДАША: Нравится.

ЕВГЕНИЙ: А какое чувство, когда выходите на зрителя?

ДАША: Сначала волнение, а потом радость.

ДИМА: Вы играли Гамлета, и он у Вас играл на саксофоне. Почему саксофон? Я, кстати, играю на альте в студенческом театре МГИМО.

ЕВГЕНИЙ: Легендарный режиссер Питер Штайн сказал мне: будем ставить Гамлета, который будет играть на саксофоне. И я полгода учился на нем играть. Главное – издать любой первый звук, но я никак не мог его издать, а когда я его наконец издал, все подумали, будто я зарезал девушку. Выбежала секретарша из кабинета Табакова: "Что случилось?!" Я влюбился в саксофон. Во-первых, это очень сексуальный инструмент, то ли это женщина, то ли мужчина – кто как себе представляет. А во-вторых, это одинокий инструмент. Его тема: одиночество, когда не с кем мыслями поделиться. У Гамлета как раз такая тема – одинокий мститель. И монолог "Быть или не быть..." он у нас рассказывал как бы своему другу, саксофону... Люди, которые приходили на спектакль, спрашивали: "А чья это фонограмма?" Какая фонограмма – это я играл!

ДИМА: А у меня есть с собой саксофон.

ЕВГЕНИЙ: Да ладно! О! (Берет в руки инструмент.) Он очень красивый, золотой! А у меня серебряный. Правда, я давно на нем не играл, последний раз на съемках новогодней программы на НТВ. (Напевает битловскую Can't Buy Me Love.)

ДИМА: А я только что из МИДа, где прохожу практику, хотел там разыгрываться, но нельзя – это серьезное учреждение, пришлось здесь, пока с Вас мерку снимали. (Начинает играть Yesterday.)

ЕВГЕНИЙ: Мне по жизни везло на людей. Это и Табаков, и Александр Исаевич Солженицын, с которым я соприкоснулся в ходе съемок фильма "В круге первом". Знаете, он так просто отвечал на мои сложные вопросы. Но вопросы все равно не убавляются... Сколько вам лет?

СВЕТА: 22 года.

ЕВГЕНИЙ: А мне 42, и вопросы все не убавляются... Я вам желаю, чтобы на вашем пути встречались такие люди – опорные, ненавязчивые, которые учат своими поступками, своей жизнью. Потому что ориентиры часто сбиваются, а это самая главная задача в нашем мире – не спутаться. Я пропустил свою юность, я ее не помню. Я жил театром. Это был тяжелейший труд, поэтому ходить куда-то тусоваться сил не было. И когда я стал популярным, я вдруг понял, сколько пропустил, и мне стало так жаль... Но это единственно правильный путь. Вы получите удовольствие потом, когда состоитесь. У вас все равно будет возможность увидеть этот прекрасный мир. А сейчас надо шоры надеть и идти туда, куда ты наметил, чтобы не сбиться с пути.