ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ НЕ БОИТСЯ СКАЗАТЬ "НЕТ"

Газета "Комсомольская правда"
17.09.2009
Александр Вассар

Евгений Миронов пермским студентам: "Не поддавайтесь на соблазны. Если сохранитесь – то потом вспомните Женю Миронова."

Впервые вживую Евгения Миронова я увидел в прошлом году в Лысьве, на VII Всероссийском Фестивале театров малых городов России. Тогда многие журналисты пожалели о том, что пропустили основную часть встречи любимца публики с артистами из провинциальных театров. Миронов очень живо общался с коллегами, находясь в своей среде, а с репортерами несколько тушевался. В этом году повезло больше – мы смогли присутствовать на мастер-классе со студентами фестиваля-школы TERRITORIЯ, проходившем в стенах музея современного искусства "PERMM". Евгений сходу признался, что проводить мастер-классы не умеет, но попытается это сделать. И рассказал о том, как он снимался в сериале "Идиот":

— Достоевский хотел написать положительный характер... Всегда проще играть отрицательных героев или сладких и слюнявых. Зритель почему-то их любит больше, особенно девочки. А Мышкин – исключение. Его любят все. И это, скорее, исключение из правил. Для этого много причин, но основная в том, что он в любви бескорыстен. У любого человека есть корысть: "Я ж тебя люблю..." или "Я тебе столько дал...". А Мышкин настолько забывает про себя, что это чудо. Как его играть – непонятно.

Я обсмотрелся, как его играют все замечательные и наши, и не наши артисты. И вот первый съемочный день. Кремлевская стена, зима, шапки, костер, наклеенные усики. У меня по сценарию монолог, то-есть с места в карьер. Мы идем с Рогожиным, которого играет Володя Машков, а ему совсем ничего говорить не нужно – сволочь, думаю... (Дружный смех.) До этого с режиссером Бортко виделись полчаса, без репетиций, просто что-то там наговорили... И тут: первый дубль, второй дубль, третий дубль – и так несколько раз. Мне стыдно, трудно Бортко в глаза посмотреть – и я чувствую, что он уже похоронил меня...

Дальше идет недельный перерыв, который мне "Бог послал". И почувствовать роль мне помог очень хороший друг из театра Васильева. Они очень долго "разминались" Достоевским, и я стал задавать ему много вопросов. Я понял суть Мышкина. Мышкин – это человек-правда. Абсолютная искренность. Он не может врать совсем... Он – вне каких-то правил. Ему вообще три года. Двадцать шесть лет, двадцать три из которых он болел. Настолько он чист и свободен от всего... Меня спрашивали: "Не боишься ли ты играть его все десять серий?". И я понял, что мне нужно найти развитие в персонаже, я понял, что он столкнулся с проблемой. Общаясь с людьми, он начинает понимать, что не вписывается – все над ним смеются. Он мучается от того, какой он есть... По ходу происходят открытия, развитие роли, а это всегда интересно.

Когда я приехал через неделю в Петербург, и в первой сцене я должен был просто идти и больше ничего... А я уже понимал его внутренне. Я знал, как он идет, как переступает порог, как он смотрит... Я понял всю его жизнь. И когда я пошел – гримерша вскрикнула: "Мышкин!!!"

Съемки шли по нескольку часов в день. Нужно было учить много текста. А Достоевский – он сложный, буквально выматывает все кишки. И когда мне Рогожин (он же Машков), валясь с ног, после съемок говорил: "Все! Поехали в Golden Palace!", я отвечал ему: "Я бы с удовольствием, но я текст поеду учить". Я сидел над текстом с утра, в обед и после съемок...

Помню, сцена была с Боярским: мы встречались ночью. Сцена в общем-то проходная, но стояли до последнего. У Боярского уже усы отклеились... собственные. (Дружный смех.) И уже всходит солнце, а кино быстро снимают – денег мало. Режиссер торопит:

— Здесь снимаем! Мотор! Мотор!

И я криком остановил:

— Подождите! Про что эта сцена? Мы не можем так делать!

Я отказался сниматься. Солнце взошло, на меня посыпались слова... не Достоевского... (Дружный смех.) На следующий день мы ее сняли, но я понял, про что эта сцена – что Мышкин впервые по-человечески счастлив...

Поэтому не бойтесь сказать "Нет!"

Кстати, сейчас Евгений Миронов готовится к новой роли, где он сыграет самого Достоевского. По признанию Евгения, сам автор "Идиота" сложный персонаж, и он так же, как и в случае с Мышкиным, пытается найти "ниточки героя".

Свои вопросы студенты написали Миронову заранее, и артист выбрал из них два, наиболее для него значимые. Один из вопросов был таким:

"Как создать в Перми профессиональный молодежный театр при отсутствии поддержки администрации города?"

На что он ответил:

— Без поддержки никак. Я встречался с вашим губернатором. Он говорил про фестиваль Театра Наций в городе Лысьва. И тогда был затронут вопрос об институте искусств, который будет как-то отличаться от остальных. И, может быть, раз уж в Перми в последнее время происходит много значимых событий, он сможет дать что-то, что не смогут в другом месте. А дальше уже возможно создание творческого организма – театра или студии.

На прощание Евгений Миронов сказал:

— Я хочу пожелать вам удачи и терпения во всем. И самое главное – не поддавайтесь на эти все окружающие соблазны. Если сохранитесь – то потом вспомните Женю Миронова. А я уже..., – тут Миронов скрючился, изображая старика, а зал грохнул очередной порцией дружного смеха.