ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ЕСЛИ СГУ И КРАСНЕТЬ, ТО ТОЛЬКО ОТ ГОРДОСТИ!

Газета "Земское обозрение"
01.10.2008
Юлия Лавренченко

Как часто в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского происходят интересные события! На этот раз талантливый актер, наш земляк Евгений Миронов встретился со студентами университета 22 сентября в X корпусе. С собой актер привез документальный фильм "Пришельцам новым", в котором он впервые выступил в качестве режиссера.

Несмотря на то, что Миронов – серьезный, состоявшийся, знаменитый актер, для многих этот человек – просто Женя. Это и неудивительно. Ведь за образом киноидола стоит обыкновенный человек, но с необыкновенным обаянием, душевной щедростью и простотой. Женя привык дарить зрителям всю свою неутомимую энергию, отдавать работе всего себя, без остатка. Возможно, именно поэтому для многих людей этот человек стал родным.

Народный артист России, художественный руководитель Государственного театра Наций Евгений Миронов:

— Очень рад, что приехал в Саратов, в университет. Саратов – родной для меня город. Каждый раз, когда сюда приезжаю, испытываю теплые ощущения. В этом году прибыл, чтобы провести мастер-класс в Саратовском государственном университете и поучаствовать в церемонии награждения кинофестиваля документального кино "Саратовские страдания". Мой фильм некоторым образом связан с тематикой фестиваля, однако он больше полуигровой, нежели стандартный документальный.

Фильм "Пришельцам новым" – мой режиссерский дебют. Вместе с Юрой Борисовым мы работали над ним, как два сорежиссера. Но, к сожалению, Юры вот уже полгода как не стало. Так что показанный сегодня наш фильм станет своеобразной памятью о друге, который всегда был замечательным и удивительным человеком. Юра Борисов – и музыкант, и писатель. Он написал и опубликовал воспоминания великого актера Олега Борисова, своего отца. Однажды Юра пришел ко мне и сказал: "Женя, есть предложение: давай снимем документальное кино об отце"! Я был несколько смущен: "Как ты это представляешь? Я же все-таки артист". Он настаивал: "Есть дневники, почитай их". Когда я прочел эти дневники, я был потрясен. Про Борисова-старшего всегда ходило много легенд, говорили, что он очень сложный человек. Отчасти это так, но из дневников я узнал и понял, что Олег Борисов также человек широкой и богатой души.

Меня потрясла масштабная личность такого большого актера. Был поражен трагическим финалом его жизни. Ведь Олег Иванович Борисов до последних дней жизни оставался очень требовательным к себе человеком, артистом. С теми званиями и достижениями, которые были у него, актеры чаще всего успокаиваются и останавливаются на достигнутом. Возьмем, к примеру, "Фабрику звезд". Тамошние "звездочки" настолько уверены в своей неповторимости, что утром, когда их место занимают другие точно такие же, с удивлением обнаруживают свою эстрадную недолговечность. А Борисов-старший – не такой. Он до самого последнего момента был к себе настолько требовательным, что ни о какой звездности речи быть не могло.

В дневнике есть запись: "Как мне не стыдно! Почему я так плохо прочитал стихи Пушкина?! Я забыл вторую строчку. Что такое?! Я ехал неподготовленным на выступление в Дом культуры". На самом же деле Олег Иванович читал прекрасно!

В моей жизни была только одна встреча с ним. Это было в школе-студии МХАТ. Борисов пришел к нам, студентам, и потрясающе читал "Графа Нулина". Мы затаили дыхание. После прочтения Олег Иванович занял место в зале и сказал: "Давайте, теперь кто-нибудь из вас. Выходите и читайте. Хочу послушать". Однокурсники стали толкать меня, поскольку в этот день прошел экзамен по сценической речи, и я, кажется, стал единственным, получившим "пятерку". Вышел и собирался читать седьмую главу из Пушкина "Евгений Онегин". Вдруг на второй строчке забыл текст и, опозоренный, сел на место. Спас меня Машков, поскольку сразу же вышел что-то читать. Тогда очень расстроился, а потом, когда мы с Юрой решили снимать фильм про его отца, в дневниках Олега Ивановича увидел записи фамилий двух, по его мнению, талантливых актеров: "Олег Меньшиков и Евгений Миронов".

ОРГКОМИТЕТ ПРИРОС МИРОНОВЫМ

В фильм "Пришельцам новым" были включены уникальные кадры из семейного архива Олега Борисова, фрагменты фильмов и спектаклей с его участием. Мы увидели детство, юность и творческий путь великого актера. Документальный фильм Миронова и Борисова-младшего –очень живой и, главное, жизненный. Думаю, это и есть высший пилотаж в документальном кино, примером которого Евгений щедро поделился со студентами СГУ. Не будем забывать, что в саратовском университете существует Институт филологии и журналистики, в котором готовят специалистов-тележурналистов. Поэтому фильм Евгения Миронова, несомненно, профессионально интересен и актуален для будущих тележурналистов. Ведь учиться на лучших образцах всегда полезно. А великим можно стать только благодаря своей творческой индивидуальности, упорству и неутомимой энергии, которыми как раз и наделен Е.В. Мировнов.

Пока студенты увлеченно смотрели фильм, актер пообщался с ректором СГУ Леонидом Юрьевичем Коссовичем. Тот рассказал Миронову об истории создания и достижениях классического университета, а в конце добавил: "Так что, как видите, краснеть за ВУЗ нам не приходится". На что Евгений Витальевич ответил: "А если и краснеть, то только от гордости!" Л.Ю. Коссович предложил Миронову войти в оргкомитет по подготовке мероприятий к празднованию 100-летия университета. Актер согласился предоставить свою помощь.

ТОК-ШОУ С МИРОНОВЫМ

Студенты СГУ задавали Евгению Миронову свои вопросы, а он со сцены отвечал на них:

— Женя, чем сейчас занимаешься?

— Недавно прилетел из города Лысьва Пермской области, где Государственный театр Наций открывает Фестиваль театров малых городов России. Не секрет, что провинциальным театрам уделяется мизерное внимание. Денег на них выделяется мало, зарплата – гроши, потому работают там одни фанатики. Руководители Театра Наций и придумали фестиваль, чтобы помочь провинциальным театрам заявить о себе, и встать на одну ступеньку с московскими театрами.

Как художественный руководитель Государственного театра Наций, пытаюсь направить работу театра на успех. Если хоть что-то из того, что мы с друзьями задумали, осуществится, Театр Наций станет не просто театром, а международным театральным центром. Для работы будем привлекать также юных талантливых актеров, которых сейчас очень мало. Молодежь сейчас уходит либо в бизнес, либо в многосерийные сериалы, и на этом останавливается в творческом росте. Хочется, чтобы молодые актеры не гнушались театром, а стремились к нему. Ведь только там можно вырасти настоящим профессионалом. Кстати, через три дня Государственный театр Наций открывает ежегодный театральный сезон, на который приедет великий режиссер Петер Штайн с моноспектаклем "Фауст". Так что сейчас в основном вся моя работа посвящена театру, в кино не снимаюсь уже полтора года.

— Актерство – рабская работа, подчиненная режиссеру. Не хотели бы Вы полностью уйти в режиссуру? Кем Вы все-таки видите себя в будущем – актером или режиссером?

— То, чем я сейчас занимаюсь, нельзя назвать режиссерской работой. Это скорее организаторский труд. Любой организатор – это строитель, так что сейчас занимаюсь строительством нового дела. Действительно, часто можно услышать о том, что артист –профессия зависимая.

Однако что касается моих ощущений, то очень давно не чувствую себя подчиненным в этой работе. Не потому, что стал знаменитым и выбираю себе режиссеров. Просто к этой проблеме отношусь иначе. Режиссер для меня – это соавтор, а не начальник. Никогда не позволял режиссерам лепить из меня то, что захотят, не спросив мое мнение. Когда предлагалась роль, сразу начинал погружаться в нее – независимо от того, что это за фильм или спектакль. Материал вокруг роли постепенно обрастал, я погружался в него и постепенно сливался с образом героя. Это круглосуточная работа, которая требует от актера огромных усилий. Поэтому в работе с режиссером считаю себя соавтором нашего общего дела. Если работаю с режиссером, то всегда полностью ему доверяю. Но если чувствую, что знаю чуть больше него, то тактично начинаю "выплывать" сам. И если тот не понимает меня, то отказываюсь от сотрудничества.

— Евгений, сегодня мы видели Вашу первую режиссерскую работу в документальном кино. Не возникало желания уйти в документалистику?

— Нет, не думал. Но в кинорежиссуру меня иногда тянет. Если найду интересный материал, то могу стать режиссером еще одной картины. Никогда не упускаю возможности сделать что-то новое в жизни.

— Какие впечатления об СГУ увезете с собой?

— Несомненно, положительные! Масштаб университета впечатляет. У СГУ очень красивые и уютные корпуса. Познакомился с ректором Леонидом Юрьевичем Коссовичем, который подробно рассказал о жизни классического университета и его студентов. Очень приятно, что я побывал в инновационном университете. Также поздравил руководство СГУ и сейчас поздравляю вас, дорогие студенты, со 100-летием университета! Надеюсь, что и впредь классический университет будет держать свои позиции на высоте, от которой у других ВУЗов только голову вскружит.

— Евгений, что Вы поняли в жизни после окончания учебы?

— Почему "после окончания"? Учусь до сих пор и не чувствую себя познавшим все. Оканчивал учебу в саратовской театральном факультете, школу-студию МХАТ. Но учиться продолжаю и по сей день. Нет, не в ВУЗе, а у жизни. Поэтому процесс обучения не может когда-либо закончиться.

К примеру, не так давно мы с друзьями начали готовить фестиваль современного искусства TERRITORIЯ, который пройдет в Москве с 1 по 10 октября. На этот фестиваль мы привезем самые лучшие спектакли в мире. Часто езжу за границу и вижу, каков тамошний уровень театрального искусства. А в России многие даже и не подозревают или не понимают, как мы отстали. Мы приглашаем в Москву 150 студентов из провинциальных театральных училищ, в том числе из Саратова. Для них организовываем мастер-класс, в процессе которого они посмотрят привезенные нами спектакли. Таким студентам можно будет только позавидовать! Ведь они учатся ценить и, что важно, понимать театральную культуру для того, чтобы впоследствии создавать свои шедевры.