КАК ЛИТВИНОВА КРЫС РАЗВОДИЛА

Газета "Московский комсомолец в Томске" №37
17.09.2008
Ярослав Щедров

Евгений Миронов рассказал "МК", почему он отказал Никите Михалкову

В эти дни закончила свою работу дебютная для фестиваля "Московская премьера" программа "Семь посвящений. XXI век". Последними свои ретроспективы показывали Рената Литвинова и Евгений Миронов, которые забили Белый зал Дома кино поклонниками до отказа. Некоторым и вовсе пришлось устроиться на ступеньках...

... Евгений Миронов опоздал всего на 15 минут, а появившись на сцене, сразу взялся рассказывать. Первым делом – о своем поступлении в Школу-студию МХАТ:

— В моем родном городке Татищеве Саратовской области все знали, что Женька Миронов будет известным актером. Правда, когда я учился на первом курсе Саратовского театрального, моему папе сказали: "У вас очень хороший мальчик, но через дорогу есть ПТУ, фрезеровщиков готовит. Лучше ему идти туда". Но я напрягся и театральное закончил. Потом увидел по телевизору передачу про курс Табакова и захотел у него учиться. Приехал в Москву и настоял, чтобы меня посмотрели. Табаков направил меня к педагогу по фамилии Леонтьев. О том, что есть замечательный актер Авангард Леонтьев, я тогда не знал. Думаю: ни фига себе, известный певец, оказывается, актерское мастерство преподает. Стою, жду эстрадную звезду. Подходит человек небольшого роста. "Вы Миронов?" – спрашивает. Отвечаю: "Да, я, но только не мешайте мне, я Леонтьева жду". "Так я и есть Леонтьев", – говорит он.

Учился в Школе-студии МХАТ Миронов так рьяно, что перед самым дипломным спектаклем чуть не умер.

— Голодно было, – вспоминает актер. – К концу учебы от моего прежнего телосложения осталась и вовсе четверть. А Вовка Машков, однокурсник мой, решил накануне защиты диплома заняться со мной актерским тренингом. Дотренировался я до того, что от перенапряжения и с голодухи потерял сознание. Привезли меня в больницу, и врачи сказали: жить мне осталось три дня. Первое, что я увидел, когда пришел в себя, – сидящего рядом Машкова с портретом Кашпировского в руках. Но не только это меня спасло. Табаков дал мне роль в спектакле ... , и это добавило мне сил. Я стал даже полнеть и вообще быстро поправился, как только начал выходить на сцену.

Отвечая на вопросы из зала, актер не столько рассказывал о себе, сколько вспоминал людей, с которыми ему посчастливилось работать: Валерий Фокин, Петер Штайн, Никита Михалков.

— С недавних пор я возглавляю Театр Наций. Поэтому, когда Никита Сергеевич после эпизода в "Утомленных солнцем" написал для меня в продолжении главную роль, вынужден был отказать. Представляете наглость – отказать Михалкову? Он сначала на меня накричал. А через день позвонил и говорит: "Ладно, приезжай на один день, я твою роль до одной сцены сократил". А вообще быть администратором для меня интересно и трудно. Особенно теперь не люблю понедельники. Этот день у меня присутственный, сиречь – тяжелый. Сижу в кабинете и принимаю посетителей...

Под занавес Миронов устроил блиц. Бегло рассказал, как играл в "Орестее", которая "шла на сцене без антракта семь часов, и зрители, не теряя нить сюжета, успевали несколько раз за спектакль поспать". Вспомнил о своих встречах с Солженицыным: "У него жизнь была миссией, такие рождаются раз в 10 лет". Рассказал, как "мучительно было три десятка раз ежедневно играть в "Гамлете" и каждый вечер мстить за своего отца. Как с ума не сошел – не знаю".

Через полтора часа, вежливо попрощавшись, умчался на самолет. В Лысьве ему предстоит отобрать спектакль для грядущего театрального фестиваля.

— Такая жизнь по мне, – сказал он на прощание. – Когда ничего не происходит, мне скучно и неинтересно.