ТЕРРИТОРИЯ ТАЛАНТА

Газета "Вести"
06.11.2008
Людмила Анисимова

Актер Божьей милостью Евгений Миронов стал руководителем театра, в котором будет играть, зато в кино не снимается уже полтора года и во сне ему снится стройка.

Окинув взглядом зал, он сказал: "Спасибо, что пришли. В такую погоду я бы пришел только на встречу с Лоуренсом Оливье. Значит, я сегодня – Лоуренс Оливье," – и улыбнулся своей "мироновской" улыбкой, по-детски щедрой...

Так началась творческая встреча с народным артистом России, руководителем московского Театра Наций и собственной продюсерской компании, лауреатом всего на свете (одним "Золотым маскам" счет потерял) Евгением Витальевичем Мироновым.

Встреча проходила в Новом зале Национальной оперы, где днем раньше спектаклем "Господа Головлевы" открылся третий по счету фестиваль "Золотая маска" в Латвии".

Не могу не сказать о спектакле. Это шедевр, о котором будут писать ученые-театроведы и много лет спустя. А мы, обычные зрители, запомним его навсегда, потому что испытали счастье – видеть и слышать такого актера, как Евгений Миронов, в постановке одного из самых незаурядных современных режиссеров Кирилла Серебренникова.

О герое, которого сыграл Миронов, можно сказать так – нежный душегуб. Окружающие и зовут его уменьшительно-ласкательно – Иудушка. А он страшнее любого монстра.

Без всякого надрыва показана обыденность зла в семье, среди самых близких людей. Потому спектакль получился по-настоящему современным. Вообще все спектакли нынешнего фестиваля отличает высокий художественный уровень. Так что организаторам вполне можно вручить премию "Триумф"...

Но вернемся к творческой встрече. Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Прежде всего о нынешнем статусе актера – руководитель строящегося театра. Значит, ему приходится выбирать между сценой и стройкой?

Да, не скрывает Миронов этой проблемы выбора, которая лишает нас, зрителей, его новых работ: уже полтора года он не снимается в кино. ...

— Евгений Витальевич! Ваш учитель и наставник Олег Табаков помогает в новом для Вас деле?

— Я всегда с ним советуюсь.
... Чиновники совершенно не держат слова! ... Потому я учусь у Олега Палыча реагировать на вещи спокойно. Чуть что, он съест пирожок или еще что-то вкусненькое – и приходит в норму. У меня пока так не получается.

— Расскажите о Ваших встречах с Александром Исаевичем Солженицыным.

— Я встречался с ним в первый раз перед началом съемок "В круге первом" по его книге. Общался с ним один день. Мне надо было найти какие-то краски для Нержина – слишком он положительный. Положительных героев трудно играть. Я записал одну его фразу – хотя неудобно было, вроде мы беседуем, и вдруг я достаю ручку, бумажку и записываю – но мне так захотелось вставить это в фильм... Он сказал: "Надо каждый день поступком отпечатываться в жизненный путь". Значит, он настолько каждым днем дорожит. Я так не умею... У моего Глеба Нержина есть эта фраза.

Последняя наша встреча была дней за десять до его кончины. После недавней операции у Александра Исаевича не работала левая рука. А он радовался, что у него есть правая: "Женя! Я могу писать каждый день! Это такое счастье!" Мне хотелось его расспросить обо всем, чтобы "сверить часы". Спросил, как не сбиться с пути, как этот камертон в себе настроить. "Женя, даже не думайте про это, не тратьте время! – воскликнул он. – Ваши душа, сердце поведут – никогда не собьетесь". И знаете, он меня освободил.

Еще одна встреча с ним предстоит. Наталья Дмитриевна позвонила мне и сказала, что для меня есть письмо. Солженицын посмотрел фильм и начал писать. Но не дописал... Она мне объяснила, что пока не может отдать это письмо, потому что не может еще войти туда, в кабинет. Так что он еще со мной поговорит...
(Не может сдержать слез и замолкает. – Авт.) ...

— Вы не собираетесь в своем театре заняться режиссурой?

— Нет, даже и не думаю. Мне самому интересно работать с режиссерами. Вот сейчас я репетирую с Алвисом Херманисом спектакль по рассказам Шукшина.
...

— Вы к нам в Ригу привезете этот спектакль?

— Да, уже есть договоренность на следующий год.

— До встречи на сцене и экране!