ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я МЕЧТАЮ СЫГРАТЬ ГОГОЛЯ!

Газета "Час"
20.10.2008
Анастасия Ружанская

В рамках театрального фестиваля "Золотая маска" прошла творческая встреча с российским актером Евгением Мироновым. "Встреча", как стало ясно по ходу, всего лишь официальное название. На самом же деле это был настоящий моноспектакль!

Артист строит театр, лечится рассказами Шукшина и учится у Табакова спокойствию


Посетовав на погоду, Миронов вошел в зал и сел на отведенное ему место. Вот так, в метре от себя, я видела его впервые.

Окинув взглядом зал, он как-то трогательно сказал: "Спасибо вам, что Вы пришли!"

Первым взял слово бывший главреж нашего Рижского русского театра Леонид Савельевич Белявский. Не успел Леонид Савельевич договорить свой вопрос, как Миронов удивил всех:

— Вы не были вчера на спектакле? Приходите сегодня!

— Я бы с удовольствием, – скромно ответил Белявский.

— Это можно как-то организовать? – тут же обратился Евгений Миронов к организаторам. Дождавшись положительного ответа, он объяснил: – Просто очень хочется, чтобы зритель был понимающий. Вчера на спектакле "Господа Головлевы" играть было сложно. Это не был театральный зритель. Понимаю, это проблема любого открытия – когда много гостей, которых нужно приглашать: министры, послы. Когда публика не театральная, тяжело играть. Поэтому, если Вы сегодня придете, мне будет приятно!


Артист, командующий краном

О своем детище – Государственном Театре Наций, худруком которого Миронов был назначен пару лет назад, актер может рассказывать бесконечно. Сейчас здание ремонтируется. Миронов лично контролирует весь процесс.

— Театр Наций сейчас занимает все мое время, все мои мысли. Раньше мне по ночам снилось какое-то решение роли. Когда я репетировал Гамлета Петера Штайна, я во сне придумал сцену с Офелией. И мы потом так и сделали, как мне приснилось. Теперь мне снится стройка. Мне снится, что я в каске и командую почему-то строительным краном. Это новое дело моей жизни, которое ни с чем не сравнимо, что было до сих пор. Я даже с тревогой к себе прислушиваюсь. Постижение другого дела – это очень интересно. Хотя пока и не всегда хватает опыта.

Строящийся театр – это красивейшее старинное здание, ему 126 лет. Это бывший знаменитый Частный театр Корша в самом центре Москвы. Сложно поверить, там ведь двадцать лет была разруха. Стоит красоты немыслимой дворец, а внутри карьер. Двадцать лет!

Мы хотим сохранить зал. Он красоты немыслимой: классический зал, как в Малом театре. Но хотим его модернизировать. Вместо нынешних 1100 мест будет 740. Зал будет трансформироваться: при необходимости он будет уходить под сцену. То-есть, выравнивается площадка. Это даст возможность режиссеру сажать зрителей слева, справа. Главное, что это дает режиссеру возможность для фантазии. В России таких площадок нет!

Мы решили оставить такое название – Театр Наций, потому что оно очень хорошо отражает идею его создания. И в смысле связи с мировым театром, и связи с нашими регионами. После того как Союз распался – театры регионов, как отрезанный ломоть. В Москву приехать они не могут. И кроме "Золотой маски" у них практически нет возможности что-то свое показать.

Это будет театр без труппы. Такой театральный центр с разными направлениями. Создание международных проектов, привлечение к работе лучших зарубежных режиссеров. Например, Алвиса Херманиса, который будет ставить спектакль по рассказам Василия Шукшина в нашем театре.

Вторая особенность Театра Наций – это ставка на молодых. Нет такого места для молодежи в Москве, куда можно было бы прийти со своим проектом. Если это интересно и талантливо, мы даем деньги. Ставьте спектакль. И дальше мы следим за судьбой этого спектакля.

И третье направление нашего театра: фестивальная деятельность. Мы сотрудничаем с фестивалем TERRITORIЯ, с фестивалем "НЕТ" (Новый европейский театр), Фестивалем малых городов России, фестивалем "Другой театр", фестивалем французских театров. И вот недавно мы на свою голову придумали еще Шекспировский фестиваль. Мы собираемся привезти в Москву лучшие в мире спектакли по Шекспиру.

"Шукшин – это ваш бренд!"

— А в этой строительной лихорадке остается время для артиста?


— Да, сейчас я репетирую "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса. Рассказы "Степка", "Степкина любовь", "Сапожки", "Игнаха приехал", "Как жена мужа в Париж провожала". Мы ездили на Алтай, где родился Василий Макарович Шукшин. Знаете, со стороны ведь виднее: Алвис говорит: "Это же ваше золото! Шукшин – это ваш бренд!" Потому что это чистота, непосредственность, любовь. Мы сейчас просто лечимся все на этих рассказах! Там играет Чулпан Хаматова, и мы с ней не налюбуемся на это чудо. А мы играем там 10 разных персонажей.

— А у Олега Павловича Табакова, руководителя МХТ, в котором Вы работаете, многому учитесь?

— Да, очень многому. Вы знаете, мы с ним люди разные – я вообще неврастеник. Да, я и играл очень много нервных людей. И поэтому я учусь у него реагировать на вещи спокойно. Но главное – я всегда с ним советуюсь. У него очень хорошая интуиция. А вот я пока еще часто в людях ошибаюсь.

— Евгений Витальевич, расскажите о Вашей работе с Инной Чуриковой в "Идиоте".

— Она меня поразила одним потрясающим качеством. Она настолько требовательна и нудна к себе в работе! Пока она до миллиметра не поймет своей роли, она просто не сдвинется с места. Если она хоть что-то в своей роли не понимает, она не может играть. Например, ее героиня Епанчина в "Идиоте". Там была такая сцена, где она должна была сказать только одно слово: "Что?" Инна Михайловна не понимала, как именно она должна это сказать. И ей было сложно найти эту эмоцию для одного слова "что?". И она стала очень мучительно разбираться. А у нас же сериал, надо снимать, скорее, время идет! А она два часа – и никак! И тогда режиссер Владимир Бортко ей говорит: "Инна Михайловна, Вы же гениальная актриса, ну сделайте чудо!" На что она ответила: "Чудо – очень долго готовится..."

Эти съемки вообще были очень тяжелые. Снимали по 14 часов в день. Я помню, в последний съемочный день Бортко заснул прямо на мониторе.

— Сейчас и в театре, и в кино все чаще стали обращаться к истории. А у Вас есть такая историческая личность, которую Вы мечтаете сыграть?

— Вы знаете, Вы прямо в точку попали. Я сейчас читаю очень интересную книгу – "Гоголь без глянца". Там собраны воспоминания современников о Гоголе. Как он ходил, как одевался, как ел, как шутил. Это так интересно! Он мне всегда очень нравился как писатель. Но меня всегда также интересовала его личность. Вот эту личность мне интересно было бы сыграть. Но планов никаких нет и предложений тоже... Это просто мои мысли.