FIGARO, КАК ПОВОД К РАЗГОВОРУ

"Саратовская областная газета"
19.06.2007
Ольга Харитонова
(по материалам пресс-конференции)

Евгений Миронов привез в Саратов свой первый продюсерский проект.

Спектакль этот саратовских театралов в основном разочаровал. Очевидной схожестью сценического оформления Николая Симонова с его же "Лесом" Островского. Некоторой невнятностью режиссерского замысла. Неоправданностью вольного обращения с текстом. Перебором в желании развлекать публику. Но люди, занятые в этом проекте, нам решительно небезразличны. Оттого и утолять свое любопытство к их личностям и творчеству нам пришлось в основном на пресс-конференции, с фрагментами которой мы предлагаем вам познакомиться.

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ, о новых взаимоотношениях с религией


На самом деле, мне любопытен тот интерес, который религия в последнее время проявляет к артистам. Это касается не только православия, но и мусульманства в том числе. Раньше, понятно, актеров только за оградой хоронили, а сейчас – светская беседа и внимание. Мне лично это приятно, потому что – XXI век, все развивается и видоизменяется, но вера остается. Я часто в жизни выбирал свои роли сам, а это значит выбирать и путь, по которому идешь. На серьезных ролях, таких, как Иван Карамазов, Гамлет, Самозванец в "Борисе Годунове" или Мышкин, я невольно, изучая героя, автора и литературу вокруг, что-то отдаю свое, а что-то приобретаю. Если ты работаешь с великим автором, то он прорастает в тебе. Сегодня, когда существует не только театр, но телевидение и кинематограф, увеличивается ответственность артиста за то, что он делает. Потому что на нас смотрит много людей. Я сам в детстве или юности, когда ходил в кино, очень многому учился у персонажей и героев фильмов.

О нелегкой продюсерской доле

Первое время мы играли спектакль то в Москве, то в Санкт-Петербурге, "Фигаро" здесь и там, потом показали его в Нижнем Новгороде, Саратов – четвертый город. Артистов на роли выбирал, конечно же, режиссер Кирилл Серебренников. С некоторыми он уже работал, как с Лией Ахеджаковой, Авангардом Леонтьевым или Виталием Хаевым, с другими – впервые встретился. Мы с ним друзья. А продюсированием я решил заняться от ужаса. Часто, приезжая на гастроли со спектаклем, я не принимал условия, в которых он играется. У Някрошюса был мощный фонарь в "Вишневом саде", светивший на Варю – Ингу Оболдину, и это было важно, который на выезде заменялся лучиком. Мне захотелось за все отвечать самому. Первый блин, "Фигаро", не знаю, может, и вышел комом. Выпуска, во всяком случае, я такого не припомню, он уж точно вышел комом: оказались не готовы вовремя декорации, мы поэтому не успели разогнаться как следует. Получилось не так, как хотелось, конечно. Это очень серьезный урок для меня. Я понял, как необходима хорошая продюсерская команда. Отвечать самому за каждый гвоздь – сложно. И еще один сильный фактор – продюсировать спектакль и играть в нем самому, думаю, вещь практически невозможная. Я отвлекался от роли иногда. С другой стороны, что-то в этом есть от Фигаро – я занимался всем, был одновременно на всех участках этого большого нашего путешествия. А начинали мы репетировать в Одессе, в прекрасных условиях, на море, не торопясь, никуда не спеша, я думал: боже, какое счастье, что мы это придумали, уехали из Москвы, где мы заняты, все на телефоне, а на репетициях – только одной ногой, а другой – в театре или на съемках.

О необходимости соблюдать осторожность в общении со СМИ

В карьере молодым я помогаю. Среди них есть мои друзья, которые уже работают в московских театрах. Но это случаи. Одноразовые. В Театре Наций, которым я руковожу, нет постоянной труппы и репертуара, как у Олега Павловича Табакова, например, который приезжает в Саратов и лучшее "выскребывает". Имен людей, которым помогаю, я называть не буду. Потому что один раз я назвал имена, и про них в газете написали непристойные гадости. Ладно про меня, но про артистов, которые вообще ни причем, не виноваты...

АВАНГАРД ЛЕОНТЬЕВ, об отношении к анекдотам и особенностях современного студенчества

У меня память на смешное плохая, я ни одного анекдота не помню. Ни одного. Я трагик. Я могу вам страшное что-нибудь рассказать.

Сегодняшние студенты отличаются от своих предшественников в худшую сторону – темнотой. Они еще темнее и малограмотней, чем были мы. Образование сейчас весьма проблемная субстанция, ребята приходят к ВУЗу значительно меньше подготовленными, чем 15-20 и более лет назад. Это жалко. Почти совсем не читают абитуриенты теперешние. Ваш прекрасный театральный педагог и актер Александр Галко спросил как-то: кто написал "Повести Белкина"? "Белкин!",– ответил абитуриент.

А в лучшую сторону нынешние студенты отличаются большей раскованностью. Они менее связаны какими бы то ни было обязательствами. К сожалению, и перед самими собой. Недостает внутренней дисциплины, без которой никакой профессией овладеть невозможно, в том числе и актерской. Так что есть свои плюсы и минусы. Но при всем этом сохраняется способность испытывающей очень серьезные нагрузки нации российской (во всей совокупности отдельных национальностей) производить на свет талантливых детей. Рождаются очень талантливые дети. Я сегодня смотрел прекрасный экзамен по танцу второкурсников вашего театрального факультета – у их педагога Натальи Горюновой. Когда смотришь на таких прекрасных студентов, то снова становишься оптимистом.