"TERRITORIЯ – ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ НЕЛЕНИВЫХ"

"Газета"
16.10.2006
Ольга Романцова

В Москве открылся мультикультурный фестиваль TERRITORIЯ. В его программе спектакли Арпада Шиллинга и легендарного американского театра Wooster Group, который до сих пор никто не решался привезти в столицу, перформанс художника Олега Кулика и многие другие проекты. Один из организаторов фестиваля Евгений Миронов встретился с корреспондентом "Газеты" Ольгой Романцовой.

— Евгений, почему Вы решили устроить фестиваль TERRITORIЯ?

— Сначала я придумал Акцию по поддержке творческих инициатив. Она проводится уже четвертый год, мы находим и поддерживаем таланты, но, как говорят в "Золушке", королевство маловато, развернуться негде. И возникла идея фестиваля. Вначале мысль о том, что мы – Кирилл Серебренников, Чулпан Хаматова, Теодор Курентзис, Роман Должанский и я – сможем его провести, показалась довольно наглой. Но мы начали работать и все закрутилось-завертелось. Совершенно неожиданно нашу затею поддержал Президент и его администрация, у нас сложилась программа, идеология... Наверное, все это появилось из-за желания не стоять на месте, чтобы жизнь продолжалась. И хотя неизвестно, буду ли я и все остальные члены оргкомитета дальше участвовать в фестивале, главное, что движение TERRITORIЯ возникло.

— В чем его идеология?

— Мы сейчас ее определяем. В нашей программе есть музыкальные, театральные, балетные проекты, выставка комиксов, кино, и это не предел. Такого мультикультурного фестиваля современного искусства в Москве нет. В нашей программе могут участвовать люди самых разных вкусов, например андеграундные музыканты и Pink. На самом деле TERRITORIЯ – это фестиваль для неленивых людей, которым интересно все, что происходит в культуре. Я не очень хорошо знал современное искусство. Теперь буду ходить на все акции фестиваля, специально освободил для этого время.

— На каких зрителей рассчитан фестиваль?

— На людей от 7 до 70 лет, интересующихся современным искусством. Я рад, что программу TERRITORIи смогут увидеть студенты театральных вузов из российских городов. В программу Акции по поддержке творческих инициатив входят стипендии для студентов, благодаря которым они могут на несколько дней приехать в Москву и что-то посмотреть. К сожалению, ситуация сложилась так, что москвичи еще видят какие-то западные спектакли или музыкальные группы, а вся Россия живет в культурной изоляции от мира. Конечно, есть телевидение и интернет, но исполнительское искусство требует живого контакта. К нам приедут почти 150 студентов из Казани, Саратова, Нижнего Новгорода, Ярославля и Иркутска, они будут все смотреть и участвовать в уникальных мастер-классах. Нам очень важно, чтобы в рамках TERRITORIи проводилась образовательная программа, потому что без школы фестиваль обратится в пустырь. А образовательная программа сможет повлиять на будущую культуру. Вы спрашивали о нашей идеологии... Мультикультурные фестивали для Москвы нетрадиционны. У нас каждое искусство занимает свое пространство, и они практически никак не пересекаются. Не зря символом TERRITORIи стало московское метро. В нем можно менять направления, делать пересадки – это всегда дает возможность увидеть то, чего ты раньше не замечал. Это столкновение, возможность пересечений, пересадок и движения в новом направлении расширяет кругозор. TERRITORIЯ – самый демократичный фестиваль, а метро – самый демократичный вид транспорта. Им пользуются все, и все в нем равны.

— Давно ли Вы ездили на метро?

— Пару дней назад, и знаю, что проезд скоро подорожает. Я довольно часто езжу на метро, потому что мне гораздо удобнее ехать из театра Табакова в МХТ на метро, чем на машине. На метро это всего две остановки, а на машине, если пробки, на дорогу уходит почти час. Поэтому я не из тех, о ком Вы подумали, когда задали этот вопрос.

— Расскажите о первом впечатлении, связанном с метро.

— Я увидел метро в детстве, когда родители привезли в меня в Москву. Со мной случилась истерика. Я увидел, как какую-то бабушку прищемило турникетом, и понял, что родители хотят моей смерти. Сейчас эта машина размажет мои мозги по стенкам и родители будут довольны. Поэтому они меня так уговаривают и ласково затаскивают туда. Но уж если бабушку прищемило, то от моей головы точно ничего не останется.

— Кому помогает Акция по поддержке культурных инициатив?

— Творческим людям, которые вообще не ожидали, что помощь когда-нибудь появится, тем более с этой стороны. Мы помогли кукольнику из Якутска, который уже много лет ездит по тундре и показывает детям кукольные спектакли. Помогли фестивалю Коляды, которого выгнали из театра. Государство должно поддерживать современное искусство, так делают во всех цивилизованных странах.

— Почему молодежь не ходит во многие театры? Заходишь в зал – и возникает ощущение, что попал в клуб для тех, кому за 40...

— В этом виноваты все люди, работающие в театре. Мы сами отбили у молодежи охоту ходить в театр. Пока развивалась рыночная экономика, все стали активно зарабатывать себе на жизнь. Зарабатывать, как известно, можно только на звездах или на голой попе. А у молодежи очень хороший нюх на все настоящее. Им неинтересно смотреть старперов или звезд телесериалов. Они лучше пойдут в клуб послушать современную музыку. К тому же современного театра не увидишь практически нигде.

— Какой из фестивальных проектов для Вас интереснее всего?

— Поэтический вечер 23 октября в Политехническом музее. Десять актеров (я тоже туда случайно попал) читают произведения молодых поэтов. Раньше я не знал, кто такой Борис Рыжий. Сейчас читаю его стихи и потрясен, насколько это мощный и глубокий молодой человек. Мне интересно, какая публика придет на наш вечер и как будет реагировать. Очень хотелось бы, чтобы зрители реагировали, как в 60-х. В каждом из наших мероприятий есть что-то напоминающее о традиции. Все из нее вырастает, все должно находиться в состоянии диалога.

— Почему Вы в последнее время стали реже играть в театре?

— Конечно, если сравнивать с тем, что раньше я играл в театре Табакова по 30 спектаклей в месяц, то реже. Сейчас я стараюсь работать немного, но качественно.

— Над чем Вы сейчас работаете?

— Над спектаклем "Фигаро". Это мой первый продюсерский проект. Спектакль репетирует режиссер Кирилл Серебренников. Надеюсь, что в декабре мы сыграем премьеру.

— Вы играете Фигаро?

— Да. Вас это удивляет? Видимо, все представления об этой роли связаны с Андреем Александровичем Мироновым и пушкинской фразой "Откупори шампанского бутылку иль перечти женитьбу Фигаро...". Когда мы стали разбираться с этой пьесой, оказалось, что все в ней не так весело, как кажется на первый взгляд.

— Чтобы сохранить форму, балерине нужно каждый день делать класс, певцу – распеваться. Что должен делать актер?

— Работать. Только эта работа должна быть не всегда внешней, она происходит в голове. Я не помню ситуации, когда бы я был не в форме. Может быть, так складывались обстоятельства или я загонял себя в такую ситуацию. Фестиваль TERRITORIЯ для меня тоже часть этой внутренней работы. Я расширяю свой творческий кругозор. Я использую фестивальную программу как артист. Всегда важны впечатления из сферы других искусств. Вдруг мне понадобится что-то из того, что я увижу? Если бы я этим не занимался, то я бы, как многие артисты, ждал ролей и сокрушался за бутылкой: "Давно роли не предлагают, забывать стали, вот судьба актерская!"