ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я В ЭТОМ ВОПРОСЕ ТЕМЕН, КАК И БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ

Газета "Коммерсантъ"
14.10.2006
Мария Сидельникова

Сегодня в Москве открывается первый фестиваль современного искусства TERRITORIЯ, который проходит при поддержке администрации президента РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии и правительства Москвы. Председатель оргкомитета фестиваля актер Евгений Миронов рассказал Марии Сидельниковой, как он понимает современное искусство.

— Какую территорию Вы имеете в виду и как Вы определили ее границы?


— Фестиваль вырос из Акции по поддержке театральных инициатив, которую мы проводим уже четыре года. Как-то на заседании совета по культуре при президенте я высказал мнение, что было бы здорово поддержать молодых, не просто на уровне идей, но и деньгами. Так появилась эта акция. Мы искали по всей стране подвижников, талантливых людей, иногда просто фанатиков, которым необходимы деньги, чтобы они продолжали свое дело. Потом стало тесно, захотелось сделать что-то покрупнее и не только театральное. Вот так и появилась идея TERRITORIи. У нас, в отличие от многих стран, не очень развита пока традиция мультижанровых фестивалей. Так что это не просто территория современного искусства, это еще и территория диалога между разными видами искусства.

— Для кого Вы устраиваете фестиваль?

— Мы во время проведения акции, помимо прочего, вручали еще и стипендии студентам театральных ВУЗов. Хотелось, чтобы они увидели образцы современного искусства – не только театра, но и музыки, поэзии, танца, кино. Поэтому мы пригласили на фестиваль более ста студентов из пяти российских городов. Они будут не только смотреть спектакли и слушать концерты, для них потрясающими педагогами будут проведены мастер-классы. Такие адреналиновые уколы на всю жизнь остаются.

— Получается, что Вы делаете фестиваль для студентов?

— Конечно, не только для них, хотя без школы нет будущего. TERRITORIЯ открыта для людей всех возрастов. Фестиваль рассчитан на разных людей. Наверное, таких, кому интересно все сразу, не найдется. Зато есть возможность человека как бы раскрутить, пробудить в нем любопытство – чтобы он вдруг заинтересовался не только тем, чем ему положено заниматься. Вот мы, артисты, кроме своих репетиционных залов иногда ничего не видим. А тут послушаем музыку современных композиторов, которых, может быть, слушать-то и не очень легко.

— А Вы на фестивале выступаете в роли чтеца?

— Это будет вечер поэзии в Политехническом музее, который ставит Кирилл Серебренников. У этого зала богатая традиция поэтических вечеров. И мы хотим именно там привлечь внимание к новой русской поэзии. Десять молодых актеров будут читать стихи десяти молодых поэтов. Очень бы хотелось, чтобы зал реагировал так же живо, как тогда, в 60-е.

— Вы кого будете читать?

— Бориса Рыжего. Потрясающий поэт. Его, к сожалению, уже нет в живых, он ушел из жизни очень молодым.

— Вы известны как актер традиционной школы, и видеть Вас среди организаторов фестиваля современного искусства несколько неожиданно.

— Мне интересно каждый раз нырять в новый океан. Их уже и не осталось почти, а я все выискиваю – то в какой-нибудь ледовитый, то в южный. Современное искусство не обязательно означает что-то скандальное. Можно раздеться голым и при этом остаться актером психологического театра. Голая попа – для меня давно не эпатаж. Надо постепенно приучать публику к тому, что искусство – это территория обостренной смелости и свободы высказывания.

— Что Вам кажется самым интересным на фестивале?

— Впервые приезжает в Россию легендарная "Вустер-групп" из Нью-Йорка, концептуальный сюрприз готовит дирижер Теодор Курентзис, очень интересно, что покажут хореограф Татьяна Баганова и режиссер Дмитрий Крымов. Выставку комиксов надо непременно посетить. Кроме того, у нас большая клубная программа концертов. Вы знаете, мы не случайно выбрали в качестве символа TERRITORIи метро. Фестиваль пройдет на разных площадках, по всему городу. Но главное – у зрителей все время будут, так сказать, станции пересадок, то-есть возможности сменить угол движения, угол зрения, заехать в какие-то доселе неизвестные места.

— Увидев программу фестиваля, можно будет утверждать, что именно таким Евгений Миронов представляет себе современное искусство?

— Ради Бога, можно и так. Можно написать, что Евгений Миронов даже не представлял, что в мире есть такое искусство. Потому что я в этом вопросе темен, как и большинство людей.