РАДИОПРОГРАММА "КУЛЬТУРА": ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ

svoboda.org
30.06.2005
Марина Тимашева, Павел Подкладов

...

ТИМАШЕВА: Мы решили, что лучшим подарком нашим слушателям в канун Нового Года будет разговор с Евгением Мироновым. Павлу Подкладову удалось получить интервью замечательного артиста.

ПОДКЛАДОВ: Тот, кто в Новый Год или Рождество хоть раз оказывался в актерской компании знает, что представители этого рода-племени неистощимы на байки. Правдивые, а иногда и мастерски выдуманные истории из своей творческой жизни. Эти актерские рассказы впоследствии становятся своеобразными летописями – переходят из уст в уста, из поколения в поколение и обрастают все новыми и новыми подробностями. Особенно господа артисты любят рассказывать о том, как начинались их актерские судьбы. О поступлении в театральное училище, о забавных оговорках на сцене. Герой сегодняшнего предновогоднего сюжета не часто балует представителей прессы своим вниманием. И я с радостью представляю Вам народного артиста России Евгения Миронова, слава которого простирается ныне, что называется, от Москвы до самых до окраин. ...

ПОДКЛАДОВ: Музыкальное самовоспитание не прошло для Евгения даром. И даже очень сказалось на его карьере. Например, в знаменитом "Гамлете" Петера Штайна Миронову пришлось играть на саксофоне.

МИРОНОВ: Я раньше не занимался на саксофоне. Просто это было условие Штайна. Он сказал: "Женя, "Гамлета" будем делать. Я хочу, чтобы ты выучился играть на саксофоне". Полгода я мучился. Каждый день я занимался с педагогом. У меня была педагог замечательная, из Гнесинского училища. И мы с ней мучались. Я думал, что я никогда не научусь. Прошел месяц, пока я издал первый звук. Причем выбежали все, думали, что я кого-то убил. А потом вдруг я влюбился и теперь очень скучаю по этому инструменту.

ПОДКЛАДОВ: И Вы постоянно работаете, постоянно совершенствуетесь в этой области?

МИРОНОВ: Нет. Нет времени, к сожалению. Это требует каждодневной работы. Я не научился как следует. Я обманул. Как артист, я возможности те взял, которые, на первый взгляд, могут сбить с толку. Чтобы научиться, нужны многие годы. Я это прекрасно понимаю.

ПОДКЛАДОВ: А если бы Вас Штайн попросил научиться играть на челесте или на арфе?

МИРОНОВ: Ну и что. Я же артист, я должен сделать все. Тем более, что это интересно. Это мучительно, но интересно. ...

ПОДКЛАДОВ: Кстати, Вы не напоете хотя бы одну строчку из той знаменитой песни про журавля?

МИРОНОВ: Лучше "Ходят кони". (Поет.)

ПОДКЛАДОВ: Но как было сказано выше, любой праздник, а тем более Новый Год, немыслим без актерских баек. Одну из них поведал Евгений Миронов.

МИРОНОВ: Мы играли "Гамлета" с Владимиром Абрамовичем Этушем. Играли усталые, только приехали. По-моему, это было в Саратове. А мы играем в цирке. Две тысячи людей, мы в центре. Сцена с могильщиком. Владимир Абрамович должен сказать фразу. Он достает череп, я спрашиваю: "А кто это? Чей это череп?". И он должен сказать известнейшую фразу: "Это череп Йорика, королевского шута". На что я долен сказать: "Бедный Йорик". Мы играем. Устали. Нервные. Владимир Абрамович достает череп. Я говорю: "Кто это?". Он говорит: "Это? А, это же сын Йорика, королевского шута". И я думаю, ну ничего, выкручусь. А потом думаю, как же я скажу: "Бедный сын Йорика!" Если скажу, то две тысячи человек просто умрут. Я говорю: "Это точно сын Йорика? А, может, это сам Йорик?!" Он говорит: "Правильно, это сам Йорик. А сын Йорика во-о-он в том углу". Я чуть не умер от смеха, но зрители ничего не поняли. Подумали, что такая у нас импровизация. ...